Дополнительная общеразвивающая программа "Непоседы" (2 - 3 года)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Сказка»

РАССМОТНЕНА
на педагогическом совете
МАДОУ «Центр развитии
ребенка – детский сад № 14 «Сказка»
Протокол № 4 от 22 мая 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Центр развитии ребенка детский сад № 14 «Сказка»
______________Фролова Л.В.
Подписано
«___» ______________
2023 г.
ФРОЛОВА

ЛЮБОВЬ
ВИКТОРОВ
НА

цифровой
подписью:
ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ
ВИКТОРОВНА
Дата: 2024.01.10
15:41:30 +03'00'

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Непоседы»

Составитель: Воронова А.А.
Возраст обучающихся: 2 – 3 года
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Педагог дополнительного образования: Воронова А.А.

Великий Новгород
2023 год

Пояснительная записка
Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на
основе программы «Топ - хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Бурениной.
Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" и предусмотрена для реализации в муниципальном
автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский
сад № 14 «Сказка».
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что дети раннего
возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движения, особенно под музыку,
доставляют им большую радость. Но движения еще недостаточно точны и
координированы, плохо развито чувство равновесия, поэтому обмен и разнообразие
двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер. В
основе программы лежит обучение танцевальной грамоте простыми, но вместе с тем
разнообразными движениями (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т.д.).
В результате занятий к 3-м годам у детей сформируются достаточный запас
эмоциональных впечатлений, элементарное эстетическое восприятие и эмоциональная
отзывчивость к происходящему (будь то игра, танец и т.д.), повысится танцевальная
активность.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как является
музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех
внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее
привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного
материала детьми разного возраста и с различными способностями.
Новизна программы состоит в том, что ни одна из действующих программ не имеет
хореографического направления для детей раннего возраста, а использование креативных
методик (игротанцы, партерная гимнастика) и инновационных направлений (пальчиковая
гимнастика, самомассаж, йога для малышей) делает ее интересной и современной. Ведущей
идеей программы является то, что основной подачей обучающего материала является игра
(игротанцы, игромассаж и т.д.).
Цель программы: развитие личности ребенка, способного к творческому
самовыражению через овладение ритмическими движениями под музыку.
Программа выдвигает следующие задачи:
1. Образовательные:
1.1. учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды
хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево,
покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно,
прыжки на двух ногах, кружения по одному и в парах, притопывать правой ногой,
кружиться под правой рукой, выполнять упражнения с атрибутами;
1.2. добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
1.3. учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
1.4. развивать умения двигаться в соответствии характером музыки – веселый,
грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш;
менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;

1.5. развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми
двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу,
сужать и расширять круг, становиться парами по кругу);
1.6. дать представление о возможностях пластики для передачи различных
эмоциональных состояний.
2. Воспитательные:
2.1. настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для
танцевально-игровой деятельности;
2.2. способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на характер танца;
2.3. дать представление о возможности мимики и жестов для передачи различных
эмоциональных состояний.
3. Развивающие:
3.1. учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
3.2. вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы
выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
3.3. побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх
(придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа
сказки);
3.4. учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.
3.5. развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и
координационные способности (игропластика, партерная гимнастика, йога для малышей).
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек.
Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН
1.2.3685-21: 1 раз в неделю длительностью 10 - 15 минут.
В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при
наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса
обучения и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными
способностями результативность в усвоении материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической
деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Структура занятия
Занятие состоит из трех частей.
Первая часть – разминка, где используются упражнения на все группы мышц.
Вторая часть – непосредственно работа над танцевальными движениями.
Третья часть – работа по разучиванию танца. Цель занятия, содержание, виды
деятельности зависят от этапа, на котором находится работа по освоению танца.
Для достижения цели, задачи усвоения содержания программы используются
следующие педагогические принципы и методы обучения.

Принципы:
Наглядность – демонстрация упражнений педагогом, образный рассказ, имитация
движений;
Доступность – обучение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
Систематичность – регулярность занятий с постепенным увеличением количества
упражнений, усложнением способов их выполнения;
Индивидуальный подход – учет особенностей восприятия каждого ребенка;
Методические приёмы
Игровой метод. Основным методом обучения детей является игра, так как игра – это
основная деятельность, естественное состояние детей. Речь идет не о применении игры как
средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом,
сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе
определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей
жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагогрежиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария
головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя
высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод – беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в
многократном
выполнении конкретного
музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод – выразительный показ с музыкой.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребенка в этом
возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность
движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ. При
недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается
довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одаренность,
музыкальность.
Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме
музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и
двигательного развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Маршировать и бегать, ориентируясь в пространстве;
- Выполнять плавные и резкие движения руками;
- Выполнять приседания и полуприседания (и с разворотом);
- Выполнять хлопки;
- Притопывать то одной, то другой ногой;
- Прыгать на месте;
- Кружиться по одному и в паре;
- Ходить на полу пальцах и на пятках;

- Выставлять ногу на носок и на пятку;
- Ходить стайкой по кругу, сужать и расширять его;
- Выполнять прямой галоп;
- Эмоционально-образно исполнять танцевально-игровые упражнения.
Способы проверки результатов освоения программы осуществляются на основе
диагностики по развитию танцевальной деятельности, разработанной в образовательном
учреждении.
Диагностика проводится два раза за период учебного года. Результаты оцениваются
визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.

№

Ф.И.

Развитие
двигательных
качеств

Музыкальные
способности

Творческие
способности
(артистичность,
эмоциональная
выразительность)

Умение
ориентироватьс
я
в пространстве

1
2
Высокий уровень (….) Средний уровень (….) Низкий уровень (…) )
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
 открытые занятия для родителей;
 выступления детей на утренниках, праздниках и других мероприятиях;
Календарный учебный график
Этап
Сроки
образовательного процесса
Начало учебного года
2 октября 2023
Окончание учебного года
31 мая 2024
Продолжительность
учебного
30 недель
года
I полугодие - с 2 октября по 23 декабря (12 недель)
II полугодие – с 11 января по 31 мая (18 недель)
Продолжительность занятий
30 минут
Количество занятий в неделю
2
Количество занятий в месяц
8
Сроки проведения мониторинга
промежуточная диагностика – январь
освоения детьми ДООП
итоговая диагностика – май
Каникулы
С 25 декабря по 10 января - зимние
С 1 июня по 31 августа - летние
Праздничные и выходные дни
В соответствии с производственным календарем
Учебно – тематический план

1
1.1
1.2
1.3
1.4

Наименование разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

В том числе
теория
практи
ка

Игротанцы

22

4

18

Хореографические
упражнения
Танцевальные шаги
Танцы с атрибутами
Общие танцы

5
4
5
8

1
1
1
1

4
3
4
7

Формы
аттеста
ции/кон
троля

Занятия для
родителей

№
п/п

6

2.1
2.2
2.3

3
3.1
3.2
3.3
4
4.1

5
5.1
5.2

Креативная партерная
гимнастика
Музыкально - творческие
задания
Специальные комплексы
упражнений
Релаксационные упражнения
Пальчиковая гимнастика

15

3

12

5
6
4

1
1
1

4
5
3

8

1,5

6,5

Общеразвивающие
упражнения для пальчиков
Игры - потешки
Выполнение фигурок из
пальцев
Игровой самомассаж

3

0,5

2,5

3
2

0,5
0,5

2,5
1,5

5

2

3

Поглаживание отдельных
частей тела в образно-игровой
форме
Музыкально-подвижные
игры
Музыкально - подвижные
игры по ритмике
Сюжетно - ролевые игры

5

2

3

10

2

8

6

1

5

4

1

3

60

12,5

47,5

Итого часов

Выступления на утренниках

2

Содержание
1. Раздел «Игротанцы» направлен на формирование у воспитанников танцевальных
движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое
воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят:
танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений.
1.1 Хореографические упражнения: «Хлопки», «покачивания», «кружения», свободные,
плавные движения руками, полуприседания, полное приседание, притопы, «фонарики»
галоп, держимся в паре («лодочки»), ходьба вперед и, пятясь, назад, бег, прыжки на месте.
1.2 Танцевальные шаги: марш, шаги на полупальцах, на пятках, выставление ноги на
носок и на пятку.
1.3 Танцы с атрибутами: танец с погремушками, танец с цветочками, танец сидя, танец
утят, пляска с куклами, пляска с платочками.
1.4 Общие танцы: «Приседай», «Ай, да», «Новогодний хоровод», «Маленькая полечка»,
«Кузнечик», «Веселая пляска»
2. Раздел «Креативная партерная гимнастика» основывается на нетрадиционной
методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используется элементы и упражнения
детской йоги, выполняемые в игровой форме.

7

2.1 Музыкально-творческие задания. «Дождик», «Большие и маленькие
дома»,
«Лодка», «Велосипед», «Фасолинки», «Неваляшка».
2.2. Специальный комплекс упражнений: «Тянем спинки», «Массируем животик»,
«Змея», «Кошка», «Собака», «Лягушка», «Тигр», «Лодочка», «Гребля», «Летающие
карапузы».
2.3. Релаксационные упражнения «Снеговик», «Бабочки», «Лифт», «Спим».
3. Раздел «Пальчиковая гимнастика» включает в себя упражнения, превращающие
учебный процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир
ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, мышления и
развивает фантазию малыша. Этот раздел служит основой для развития ручной умелости,
мелкой моторики и координации движений рук.
3.1 Общеразвивающие упражнения для пальчиков: «Семья», «Здравствуй, это я»,
«Пианино», «Комарики».
3.2 Игры - потешки: «Снеговик», «Мышки», «Ладушки», «Сорока, сорока».
3.3 Выполнение фигурок из пальцев. «Дом», «Ворота», «Забор», «Бинокль», «Лодочка»,
«Цепочка».
4. Раздел «Игровой самомассаж» включает в себя упражнения самомассажа в игровой
форме, от которых дети получают радость и хорошее настроение. Они способствуют
формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления. Раздел является основой закаливания и оздоровления детского
организма.
4.1 Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. «Поколоти»,
«Поезд», «Утюжки», «Кошечка», «Ветерок», «Обжорики», «Стряхни пыль», «Устали наши
ножки».
5 Раздел «музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые
практически на всех уроках и являются ведущим видом деятельности детей раннего
возраста. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при
проведении занятий
по танцевально-игровой деятельности.
5.1 Музыкально-подвижные игры по ритмике: «Есть у киски», «Прятки», «Ой, летали
птички», «Поезд», «Догонялки», «Подружились», «Громче - тише».
5.2 Сюжетно-ролевые игры: «Разбуди куклу», «Сварим суп», «Зайчишка трусишка»,
«Солнышко», «Два человека».

8

Репертуар
Хореографические упражнения
«Зарядка» муз. Е.Тиличеевой
«Побегали-потопали» муз. Л.Бетховена
«Мы едем» муз Р.Рустамова
«Ходим-бегаем» муз Е.Тиличеевой
«Гуляем и пляшем» муз М.Раухвергера
«Марш и бег» муз. Е.Тиличеевой
«Ловкие ручки» муз. Е.Тиличеевой
«Погремушка и бубны» муз. Ал.
Александрова
«Резвые ножки» муз. Г Фрида
«Чук-чук-чук!»

Пальчиковые игры

Пляски
«Приседай» эстонская н.м.
«Кузнечик» муз. В.Шаинского
«Пляска с платочками» муз Е. Тиличеевой
«Вот какая елочка» муз. М. Картушиной
«Пляска с куклами» муз Н. Граник
«Пляска с цветами» р.н.м.
«Пляска с погремушками» Белор. плясовая
«Веселей, детвора» Эст.н.м. «Ай, да»
«Маленькая полечка» Муз. Тиличеевой
«Танец утят» Нем. Н.м.
«Веселая пляска» р.н.м. «Ах вы, сени»

Самомассаж

Музыкально-подвижные
игры
«Догонялки»
«Подружились»
«Есть у киски»
«Прятки»
«Ой, летали птички»
«Поезд»
«Курочка и козлик»
«Громче-тише»
«Разбуди куклу»
«Сварим суп»
«Зайчишка-трусишка»
«Солнышко»
«Два человечка»

«Комарики»
«Поколоти»
«Семья»
«Утюжки»
«Сорока-сорока»
«Стряхни пыль»
«Здравствуй, это я!»
«Поезд»
«Ладушки»
«Кошечка»
«Пианино»
«Ветерок»
«Мышки»
«Обжорики»
«Снеговик»
«Устали наши ножки»
«Дом»
«Ворота»
«Забор»
«Бинокль»
«Лодочка»
«Цепочка»
Креативная партерная гимнастика
Специальный комплекс упражнений
«Велосипед»
«Неваляшка»
«Фасолинки»
«Лодка»
«Дождик»
«Большие и маленькие дома»

«Тянем спинки»
«Лодочка»
«Гребля», «Спим»
«Летающие карапузы»
«Массируем животик», «Змея»
«Кошка», «Собака», «Лягушка»
«Снеговик», «Бабочка», «Лифт»

9

Литература
1. А.И.Буренина «Топ - хлоп, малыши» Программа по музыкально-ритмическому
воспитанию детей 2-3 лет. СПб., 2001г.
2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - СПб, 2000г.
3. Е.Черемнова «Танцетерапия» Танцевально-оздоровительные методики Ростов
2008г.
4. Кузнецова А. Учимся играючи - М., 2008
5. Ильина Н.А. Играем в памперсах- М., 2007
6. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи- дансе» – СПб 2000
8. Выродова И.А. «Погремушка» – М., 2005
9. Разенкова Ю.А. «Погремушка» – М., 2007
10. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М., 1983.
11. Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг. –
СПб 1998
12. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике – М., 1972
13. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение – М., 1972
14. Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет –
М., 1994
15. СД диск «Йога для малышей» Б.Фридман 2008г.
16. СД диск «Йога для детей» – Б.Фридман, 2006г.
17. Аудиокассета «Аэробика для малышей» Е.Железнова

10

Приложение к программе
Репертуар подобран в соответствии с разделами программы и с учетом возрастных
особенностей детей раннего возраста.

Хореографические упражнения
«Зарядка». Упражнение развивает координацию движений.
Дети идут, высоко поднимая ноги, следуя за вами, затем бегут на цыпочках «как птички»;
идут, хлопая себя по бокам, «как петушки»; прыгают небольшими прыжками как воробушки,
прыгают приставными шагами как лошадки; машут руками как мельницы.
«Побегали, потопали». Упражнение развивает умение ритмично двигаться под музыку.
Под танцевальную музыку дети бегают, под маршевую- топают.
«Мы едем». Упражнение развивает координацию движений.
Под стихотворение «Мы едем, едем, едем» дети сначала приседают, а потом маршируют.
«Ходим-бегаем». Упражнение развивает
способствует повышению эмоционального тонуса.
см. Программу «Топ-хлоп малыши» стр. 34.

навыки

основных

видов

движения,

«Резвые ножки». Упражнение способствует развитию умения легко, ритмично прыгать
на одной и двух ногах.
см. Программу «Топ-хлоп малыши» стр. 50
«Погремушка». Развивает координацию движений, танцевальную память
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.54
«Чук-чук-чук». Развивает чувство коллективизма, координацию движений.
сб. «Са-фи- дансе» стр. 56
Пляски.
«Приседай». Пляска развивает чувство ритма, координацию, умение менять движение
соответственно частей музыки.
см. Программу «Топ-хлоп малыши» стр. 56
«Кузнечик»
сб. «Са-фи- дансе» стр. 41
«Пляска с платочками». Пляска развивает мелкую моторику, расширяет двигательный
опыт детей.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 54
11

Хоровод «Вот какая елочка». Пляска развивает моторику рук.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.59
Пляска с куклами. Пляска способствует развитию точности, ловкости, выразительности
движений.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 53
Пляска с цветами. Развивает динамический слух, чувство ритма, координацию
движений
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 44
Пляска с погремушками. Развивает ловкость, точность, координацию движений,
чувство ритма.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 40
Хоровод «Веселей, детвора». Развивает творческое воображение.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.77
«Ай-да». Развивает чувство ритма, умение менять темп движения в соответствии с
музыкой
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 28
«Маленькая полечка». Расширяет двигательный опыт детей, знакомит с элементарными
плясовыми движениями.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 26
«Веселая пляска». Развивает чувство ритма, координацию движений.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 37
«Танец утят»
сб. «Са-фи- дансе» стр. 67
Игры
«Комарики». Обучает эмоциональному соучастию, развиваем координацию пальцев и
кисти.
Дарики,
дарики,
летели
комарики
(Поворачиваем
кисти
рук
вправо, влево, пальчики направлены вверх.)
Вились, вились, вились, вились, (соединить большой и указательный пальцы, делайте
свободные движения руками)
В носик или в ушко вцепились (ухватитесь двумя пальцами за свой нос или ушко и т.д.)
«Сорока, сорока». Развивает чувство ритма, развивает мелкую моторику.
Русская народная игра.

12

«Здравствуй, это я»
Попеременно здороваются пальчики: большие, указательные и т.д.
«Ладушки». Развиваем моторику рук, учимся расслабляться.
Р.н.игра
«Пианино». Развивают мелкую моторику, координацию движений.
Изображаем игру на пианино. Ладошку держим вниз, поднимая то вверх, то вниз каждый
пальчик.
«Мышки». Развивает мелкую моторику.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.14
«Снеговик». Развивает моторику рук.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.19
«Дом». Развивает моторику рук.
сб. «Са-фи- дансе» стр. 54
«Ворота». Развивает гибкость рук, подвижность запястья.
сб. «Са-фи- дансе» стр. 54
«Семья». Развивает мелкую моторику рук
сб. «Са-фи- дансе» стр. 100
«Забор». Развивает подвижность запястья
сб. «Са-фи- дансе» стр. 54
«Бинокль». Развивает мелкую моторику рук.
сб. «Са-фи- дансе» стр. 55
«Лодочка». Развивает подвижность кистей.
сб. «Са-фи- дансе» стр. 55
«Цепочка». Развивает мелкую моторику рук.
сб. «Са-фи- дансе» стр. 55
Музыкально-подвижные игры
«Догонялки». Развивает чувство коллективизма и самостоятельность.
«Подружились». Развивает эмоциональную сферу.
Вот как дружат наши детки
Наши детки-малолетки
(Гладят друг друга по головке одноименной рукой)
Закружились наши детки
13

Наши детки-малолетки (Берутся за руки и кружатся в паре)
«Прятки». Развивает координацию движений, чувство ритма, способствует повышению
эмоционального тонуса.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 19
«Есть у киски». Развивает координацию движений, чувство ритма»
муз. воспитание. программа Н.Васильевой
«Ой, летали птички». Развивает способность исполнять выразительные движения.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 27
«Поезд». Развивает умение координировать движения в соответствии с музыкой и
текстом.
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 29
«Курочки и козлик». Развивает моторику и координацию движений.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.57
«Громче - тише». Развивает умение различать громкие и тихие звуки.
Предложить малышу позвенеть в колокольчик – то громче, то тише, затем дать ему
погремушку, а колокольчик взять себе. Тихонечко позвените колокольчиком, а малыша
попросите тихо погреметь погремушкой. Затем дайте команду все проделать громко.
«Разбуди куклу». Развивает чувство коллективизма, эмоциональную сферу.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.53
«Свари суп». Развивает воображение, память.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.54
«Зайчишка-трусишка». Способствует эмоциональному развитию.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.26
«Солнышко». Способствует эмоциональному развитию.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.75
«Два человечка». Развивает навыки сопереживания.
см. сборник «Развлечения для самых маленьких» М. Картушина стр.58
Самомассаж
«Поколоти»
Предложите малышу кулачками слегка поколотить себя по ножкам, а затем другого
ребенка.

14

«Утюжки»
Погладьте малыша своими ладошками по ручкам, ножкам и т.д. затем предложите ему
это сделать себе, вам или другому ребенку.
«Стряхни пыль»
Стряхивающими движениями помогите малышу «стряхнуть» пыль с головы, плечей и т.д.
«Поезд»
Одни дети лежат на животе, а другие «ездят» у них по спинам кулачками.
«Кошечка»
Имитируем кистями рук, как умывается кошечка сначала себе, а затем деткам.
«Ветерок»
Поглаживающими движениями то тыльной, то внутренней стороной кисти гладим
спинки, ручки, ножки, сначала себе, затем другим.
«Обжорики»
Поглаживающими круговыми движениями гладим внутренней стороной ладошки
животики себе, сначала одной, затем другой ручкой.
«Устали наши ножки»
Внутренней стороной ладони детки гладят свои ножки, снизу-вверх и наоборот.
Креативная партерная гимнастика
«Велосипед»
Развивает координацию движений в соответствии с темпом музыки
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 52.
«Неваляшка»
Развивает координацию движений. Дети лёжа на спине, вытянув руки и ноги,
перекатываются то на правый, то на левый бок.
«Фасолинки»
Развивает координацию движений в пространстве. Дети лёжа на спине, вытянув руки и
ноги, перекатываются на один бок, на живот, на другой бок, передвигаясь по полу, как
фасолинки.
«Лодка»
Развивает вестибулярный аппарат. Дети сидят на полу, согнув ноги и разведя их в разные
стороны, перекатываясь то на правое, то на левое бедро, имитируя движения долки.
«Дождик»
Развивает чувство ритма. Дети сидят на полу потихоньку начиная стучать кулачками и
пяточками об пол, постепенно увеличивая темп, имитируя нарастающий шум дождя.
15

«Большие и маленькие дома»
Дети лежат на спине, подняв руки за голову, тянут руки в одну сторону, руки в другую,
имитируя большие дома, затем подтянув к себе согнутые в коленях ноги, имитируют
маленькие дома.
Специальный комплекс упражнений
«Тянем спинки». Дети лежат на спине, а педагог, обхватив руками щиколотки
ребенка, плавно приподнимает его за ноги, отрывая поясницу от пола, растягивая при
этом мышцы спины. И также плавно опускает его на пол.
«Лодочка»
см. программу «Топ-хлоп малыши» стр. 65.
«Гребля». Ребенок сидит на полу широко расставив ноги, то наклоняясь к полу, то
распрямляя спинку, имитируя греблю.
«Летающие карапузы». Взять ребенка на правую ладонь под грудь, а левую - между
ног, раскачивая малыша то вверх, то вниз. Упражнение можно выполнять одному или
двум педагогам, чтобы малыши «взлетали» на встречу друг другу.
«Массируем животик». Малыши лежат на полу на спине, подтянув к себе согнутые в
коленях ноги, поворачивая поясницу то вправо, то влево.
«Змея». Дети лежат на полу на животе лицом вниз, ладони держат на полу около лица,
медленно поднимают верхнюю часть тела от пола выпрямляя логти.
«Кошка»
Дети стоят на четвереньках на полу, то выгибая спинку вверх, то прогибая ее в пояснице.
«Собака». Ребенок стоит на четвереньках, затем медленно, прогибаясь в пояснице
выпрямляет ноги, дотрагиваясь животиком до пола, оставляя верхнюю часть тела
выпрямленной. Затем вернувшись в исходное положение, опускается на ноги и касается
лбом пола, вытягивая руки вперед, затем возвращается в исходное положение.
«Лягушка»
Из положения стоя, детки присаживаются вниз, сгибая ноги в коленях, опуская ладони
на пол, руки в локтях выпрямляют.
«Снеговик». Дети лежат на полу, расслабив все мышцы. На фоне тихой спокойной
музыки, педагог предлагает детям представить, что они снеговики, которые начинаю
таять от весеннего теплого солнышка.
«Бабочка». Детки лежат на полу на спине, вытянув ноги вместе, а руки вдоль тела, затем
разведя ноги и руки в сторону, лежат расслабившись, представляют себя бабочками на
летнем лугу.
16

«Лифт». Детки лежат на полу на спине, вытянув ноги вместе, а руки вдоль тела.
Поднимая поочередно руки и ноги изображают движение лифта вверх и вниз.
«Спим». Детки лежат на полу в свободной раскрепощенной позе, а педагог под тихую
спокойную музыку предлагает им расслабиться и представить, что они спят.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».