Дополнительная общеразвивающая программа "маленький художник" (5-6 лет)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №14 «Сказка»

Рассмотрена на
Педагогическом совете
МАДОУ «Центр развития
ребенка – детский сад №14 «Сказка»
Протокол №.1 от «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Центр развития ребенка –
детский сад №14 «Сказка»
______________Л.В. Фролова
«31» августа 2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК»

Составитель: Добрякова Г.О.
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Педагог дополнительного образования: Кутнякова Е.А.

Великий Новгород
2023

Пояснительная записка
Программа «Маленький художник» имеет художественную направленность,
разработана на основе программы «Цветные ладошки» Лыковой И. А. и ориентирована на
развитие у детей дошкольного возраста эстетического восприятия мира, мотивации
к творчеству формирование его художественно-творческих.
Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" и предусмотрена для реализации в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка».
Педагогическая целесообразность программы обусловлена необходимостью
выявления и развития у дошкольников творческих способностей, а также приобщения к миру
искусства через адекватные возрасту формы и методы обучения.
Использование необходимого материала и оригинальных, нетрадиционных техник
позволяет детям испытывать положительные эмоции в процессе обучения. Нетрадиционные
способы изображения близки к игре и просты по технологии. Каждому ребенку интересно
получить изображение, рисуя пальцами или ладонью. В изобразительной деятельности
ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способы.
Поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения.
Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение,
побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, переходить от
механического выполнения указаний педагога к самостоятельному творчеству.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет
дошкольников, у них сохраняется высокая активность работы на протяжении всего времени,
отведенного на выполнение задания
Актуальность. Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для
эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают
большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии,
сотрудничестве, сотворчестве. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь
ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь
осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность
и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок
формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения
и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки
Создание программы обусловлено потребностью в систематизации накопленных в науке
и практике теоретических знаний, а также недостаточностью современных разработок
в практике использования эффективных средств художественно-эстетического
воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В программе предлагаются конкретные способы художественно - эстетического развития
детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Новизной и отличительной особенностью программы «Маленький художник»
является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы наряду с
традиционными техниками рисования используются и нетрадиционные техники.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и
инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их
использования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинально е рисование
без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,
настроение.
Цель и задачи программы
Цель. Развить
художественные творческие
способности
посредством использования разнообразных техник и материалов.
Задачи.
Образовательные:

дошкольников

 развивать умение штриховать предметы, соблюдая форму и цветовую гамму;
 учить смешивать краски 2 – 3х основных цветов в палитре или сырому слою;
 способствовать овладению различными способами нетрадиционного рисования;
 поощрять стремление использовать различный материал по основным видам
художественнойдеятельности;

 формировать умения строить композицию рисунка (работы).
Воспитательные:

 привить интерес и любовь к художественной деятельности;
 привить аккуратность, усидчивость, терпение;
 доводить начатое дело до конца;
 уметь оценивать свою работу и работу других детей.
Развивающие:

 развивать мелкую моторику рук;
 привить художественный вкус;
 развить изобразительные способности и творческое воображение;
 развивать навыки художественной деятельности.
Содержание программы построено по блочно-модульной технологии:

 Заполнение заданного контурного рисунка цветом.
 Развитие технических умений для создания рисунка.
В программе отражены все времена года, где используется разная техника рисования, а
также включен такой вид художественной деятельности, как лепка. Темы данной программы
отражают аспекты окружающего мира, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
В основу разработки и реализации программы положены следующие принципы:
Общепедагогические принципы:

 Принцип

культуросообразности:
построение
универсального
содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

эстетического

 Принцип систематичности и последовательности:

определение содержания
эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к
далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».

 Принцип развивающего характера художественного образования.
 Принцип природосообразности: постановка задач художественно- эстетического
развития с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей

 Принцип интереса: корректировка программы с опорой на интересы отдельных
детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:

 Принцип эстетизации предметно-развивающей среды.
 Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной
деятельности, в соответствии с возрастнымиособенностями познавательного развития детей.

 Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности.

 Принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий,
направленных на создание выразительного художественного образа.
Методы и приемы.

 словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание

о

последовательности работы, совет);

 наглядные (практическое наблюдение);
 игры на развитие творческих способностей;
 психогимнастические
этюды для обучения

пониманию
выражение эмоционального состояния (М.В. Чистякова);







и

Метод сенсорного насыщения (И.А. Лыкова).
Метод разнообразной художественной практики (И.А. Лыкова).
Метод создания ассоциаций и образных сравнений (Н.В. Микляева).
Метод ролевой децентрации (Н.В. Микляева).
Метод художественного анализа и оценки (Н.В. Микляева).

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5-х до 6 - ти лет. В качестве
основной формы реализации программы выступают занятия.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей наполняемостью от 6 до 10 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая.
Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.368521: 1 раз в неделю длительностью 25 - 30 минут.
Формы и средства определения результативности реализации программы
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются:

 Выставки детских работ.
 Участие в конкурсах и выставках различного уровня в соответствии с учебным
планом.
Критерии и показатели уровней развития изобразительных умений в
рисовании у детей старшего дошкольного возраста
Критерии
1. Технические умения

Показатели

умение пользоваться карандашом;

умение пользоваться кисточкой и красками;

владением формообразующими движениями.
2. Умение переводить

умение передавать форму;
реальный
образ
в

умение правильно передавать пропорции
графический объект
предмета;

умение правильно передавать строение,
пространственное положение предмета и его частей.
3.
Самостоятельность

умение
самостоятельно
замыслить
и
замысла
получить результат.

Уровень

Уровни развития изобразительных умений в рисовании у детей
старшегодошкольного возраста
Описание изобразительных умений

Ребенок умеет правильно держать карандаш, кисть, правильно
пользоваться акварельными красками, гуашью.

В работе с карандашом сознательно применяет выразительные
средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и
характер линий); регулирует нажим и направление штриховки в целях более
точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков;
регулирует силу нажима и направление движения кисти при передачи
изображения. Линии мягкие, используют мелкие штрихи, различные
сочетания линий, умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии,
рисовать круг овал, многоугольники.
Высокий

В работе с акварельными красками умеет правильно
уровень
накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов,
заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать
краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавляя белила;
умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал,
многоугольники. Реагирует силу нажима, размах руки, закрашивает в


пределах контура. Линии мягкие, использует мелкие штрихи, различные
сочетания линий.
Форма сложная, передана точно; пропорции предмета соблюдаются.
Правильно определяется величина изображения в зависимости от
размера листа.
Соблюдаются
пропорции
между
элементами
сюжетных изображений; части предмета верно расположены.

Правильно передано в рисунке пространство (близкие
предметы расположены ниже на бумаге, дальние - выше, переднее - крупнее
равных по размеру, но удаленных).

Проявляют самостоятельность в выборе замысла. Содержание
работ разнообразно. Изображает человека и все, что его окружает. Задания
выполняет самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости
обращаются с вопросами.

Ребенок не всегда правильно держит карандаш и кисть, не
совсем правильно пользуется акварельными красками и гуашью.

В работе с карандашом слабо владеет техникой карандашного
рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий); не всегда
может регулировать нажим и направление штриховки. Закрашивает
изображение крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за
Средний пределы контура, линия дрожащая, слабая.
уровень

В работе с акварельными красками не всегда умеет правильно
использовать кисть для передачи изображения.

Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает
объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали; есть искажения
пропорциональности предметов. Не всегда ровно определяет величину
изображения в зависимости от размера листа и пропорций между
элементами сюжетных рисунков; расположение частей предметов немного
искаженно. Есть ошибки в изображении пространства.

Замысел основан на наблюдениях, но не отличается
самостоятельностью, в процессе рисования может меняться. Ребенок по
просьбе педагога дополняет рисунок деталями. Обращается к педагогу за
помощью в решении изобразительныхзадач.

Ребенок не умеет правильно держать карандаш и кисть,
пользоваться акварельными красками и гуашью.

В работе с карандашом не владеет техникой карандашного
рисунка (графические приемы использует несознательно); использует
карандаш без регулировки нажима и направления штриховки, закрашивает
беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.

В работе с акварельными красками не владеет элементарными
навыками пользования кисти. Не владеет техникой работы с
художественными материалами для получения оттенков цвета; закрашивает
беспорядочными мазками, не умещающимися в пределах контура. Не умеет
проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или
прямоугольнику.

Форма не удалась, искажения значительны. Объект не узнаваем.
Пропорции предмета переданы не верно. Не учитывается размер листа при
определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения
пропорции не соблюдаются; части предмета расположены не верно.

Отсутствие ориентировки изображения как в отношении
пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых
предметов по отношению друг к другу.

Замысел стереотипный. Ребенок изображает отдельные, не
связанные между собой предметы (предметный мир).

Не проявляет самостоятельности и инициативы. Выполняет
работу так, как указывает взрослый. С вопросами к педагогу не обращается,
нуждается в поддержке и стимуляции деятельности со стороны взрослого.


Таким образом, на основе суммирования баллов по данным критериям можно выразить
степень развития изобразительных умений в рисовании у детей старшего дошкольного
возраста.
Система оценок для определения уровня изобразительных умений в рисовании:
2 балла - у ребенка развитые изобразительные умения.
1 балл - у ребенка недостаточно развиты изобразительные умения, ребенок справляется с
заданием по каждому из критериев с небольшими ошибками или с помощью взрослого.
0
баллов - у ребенка не развиты изобразительные умения, ребенок не справляется с
заданием и
допускает много
ошибок.
Полученные
оценки, за каждое задание, суммируются и соотносятся соответственно с тремя уровнями
развития изобразительных умений в рисовании:
Высокий уровень -12-10 баллов
Средний уровень – 9 - 7 баллов
Низкий уровень - 6 - 0 баллов
Со старшими дошкольниками проводятся три серии диагностических заданий
с интервалом в 2-3 дня. Первая серия заданий предназначена для
выявления у детей уровня умений, связанных с техникой использования орудий деятельности,
владение формообразующими движениями. Вторая серия заданий - для выявления у детей
уровня умений переводить реальный объект в графический образ. Третья серия направлена на
выявление самостоятельности замысла. Ниже приводится описание диагностических заданий.
1 – я серия заданий
Задание 1. Тема: «Теремок» (рисование карандашом)
Цель: Выявить уровень сформированности технических умений: умение правильно
держать карандаш; умение регулировать силу нажима на карандаш, штриховать, изменять
направление движения руки в зависимости от формы предмета.
Задание 2. Тема: «Корзина с фруктами» (рисование красками с натуры).
Цель: Выявить умения правильно держать кисть, регулировать силу нажима, изменять
направление движения руки; умение насыщать кисть краской.
Задание 3. Тема: «Орнамент с ягодками и листочками» (рисование по мотивам
хохломской росписи).
Цель: Выявить умения пользоваться кистью при разных приемах рисования, владение
ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и

опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, точек и т.д.)
Для выявления уровня сформированности второго компонента - владение умениями
переводить реальный объект в графический образ (в него входят умение правильно передавать
форму предмета, умение правильно передавать пропорции предмета, умение правильно
передавать пространственное положение предмета и его частей) нами использовались
следующие задания:
2 – ая серия заданий.
Задание 4. Тема: «Елочка» (рисование карандашом)
Цель: Выявить умения передавать форму предмета, его строение, величину; умение
располагать изображение на листе, передавать пропорции предмета, движение (персонажей из
сказки); умения передавать цвет для выразительности образа.
Задание 5. Тема: «Корзина с фруктами» (рисование красками с натуры).
Цель: Выявить умения передавать форму (вазы), пропорции предметов, расположение на
листе изображения, использование цвета.
Для выявления третьего компонента – самостоятельности замысла – использовали
следующую серию заданий
3 –я серия заданий.
Задание 6. Данную тематику дети выбирают сами
Цель: Определить уровень самостоятельности замысла. Конкретное содержание
рисунка ребенок дошкольник выбирает сам.
Календарный учебный график
Этап образовательного процесса

Сроки

Начало учебного года

1 октября

Окончание учебного года

27 мая

Продолжительность учебного года

30 недель
I полугодие – с 1 октября по 24 декабря (12 недель)
II полугодие – с 11 января по 31 мая (18 недель)
учебных 25 минут

Продолжительность
занятий
Количество занятий в неделю

2

Количество занятий в месяц

8

Сроки проведения мониторинга

промежуточная диагностика – январь
итоговая диагностика - май

Каникулы
Праздничные и выходные дни

С 25 декабря по 10 января – зимние
С 1 июня по 31 августа - летние
В соответствии с производственным календарем

Тематическое планирование
№

1
2
3

Наименование тем

Введение в содержание. Инструктаж по ТБ,
ППБ, ПДД.
Начальная диагностика
1 блок: «Осень»

 Рисование «Что созрело в огороде».
 Рисование «Осенний натюрморт».
 Рисование «Осенние листья» печатанье
листьями.

 «Осеннее дерево» рисование ладонями.
 Рисование «Осенний лес» печатанье

Всего
часов
1

Теория Практи Формы
ка
аттестации/
контроля
1

1
11 ч.
1 ч.
2 ч.

1
2,5 ч.

2 ч.

0,5

2 ч.
2 ч.

0,5
0,5

2 ч.
18 ч.

0,5
3,5 ч.

0,5

8,5 ч.
1 ч Выставка
1,5 творческих
работ
1,5 «Красавица
Осень»
1,5
1,5

листьями.

 Рисование «Ветка рябины» метод тычка.
4

2 блок: «Зима»

 Рисование «Снегопад».
 Рисование «В лесу родилась елочка»

1 ч.
2 ч.

0,5

1,5
14,5 ч.
1 ч.
1,5

методом тычка, рисование пальцами.

 «Дерево в снегу» рисование пальцами с
использованием ваты.

 «Елочка пушистая, нарядная» рисование
пальцами,

тычок полусухой.

 Рисование «Новогодняя открытка» -

1 ч.

1 ч.

2 ч.

0,5

1,5

2 ч.

0,5

1,5

2 ч.
2 ч.

0,5
0,5

1,5
1,5

2 ч.

0,5

1,5

аппликация.

 Рисование «Зимний пейзаж».
 Рисование «Звездное небо».
 «Снегири на ветке» рисование методом
тычка.

 «Волшебные рисунки» кляксография.
 Рисование
«Неведомый
зверь»
кляксография.

 «Осьминожки» рисование ладошками.

1 ч.
1 ч.
2 ч.

1
1
0,5

1,5

Выставка
творческих
работ
«Зимние
чудеса»
Участие в
дистанцион
ных
конкурсах
на зимнюю
тематику

5

6

 3 блок: «Волшебный пластилин»

10 ч.

2 ч.

8 ч.

 «Грибная полянка»
 «Зимнее дерево»
 «Новогодние игрушки»
 «Лепим елочку»
 «Плывет, плывет кораблик»
 «Подснежники»

2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.

0,5

0,5

1,5
1
1
1,5

0,5
0,5
3,5 ч.

1,5
1,5
13,5 ч

4 блок. «Весна»

2 ч.
2 ч.
17 ч.

 Рисование «Цветы для мамы» метод

2 ч.

0,5

1,5

2 ч.

0,5

1,5

0,5

1,5
1

2 ч.
1 ч.

0,5

1,5
1

2 ч.
2 ч.
1 ч.

0,5
0,5

1,5
1,5
1

2 ч.

0,5

1,5

тычка.

 «Ветка вербы» метод пуантилизма.
 «Весенние березки» рисование ладошкой,
метод тычка.

 «Одуванчик» метод пуантилизма.
 «Ветка черемухи» рисование ластиком.
 «Подсолнух» из гречневой муки и
бумаги.

 «Ромашки» метод тычка.
 «Космическое путешествие» граттаж
 «Цветик-семицветик»
рисование
пальчиками.

 «Подводное царство» граттаж

2 ч.
1 ч.

7.

Итоговая диагоностика

2 ч.

0,5

1,5 ч

8

Итого

60

14

46

Участие в
творческих
конкурсах

Содержание




Вводное занятие, инструктаж по ТБ, ППБ, ПДД.

Начальная диагностика.
1 блок. Осень
Научить штриховать рисунок, не выходя за контуров одном направлении с умеренным
нажимом. Закрепить знания детей об овощах и фруктах, их цвете и форме.
Беседа о времени года. Какие краски преобладают в природе осенью.
Познакомить детей с техникой рисования «Печатанье листьями. Закрашивать лист
гуашью, переворачивать за черенок. Закрепить другие методы рисования.
Практика: Заполнение цветом заданного контурного рисунка. Развитие технических
умений для создания рисунка. Рисование на свободную тему по выбору детей. Заполнение
заданного
контурного рисунка («Что созрело в огороде», «Осенний натюрморт»,
«Осенние листья», «Осеннее дерево», «Осенний лес», «Ветка рябины»).

2 блок. Зима
Совершенствовать разные технические приёмы рисования. Держать кисточку вертикально
и ударять ею по бумаге. При работе кисть в воду не опускать. Для выразительности рисунка
использовать вату. Научить детей рисовать кулачками ипальцами.
Практика: рисование («Снегопад», «В лесу родилась елочка», «Дерево зимой»,
«Волшебный лес», «Елочка пушистая нарядная», коллективная работа «Зимний пейзаж»),
с элементами аппликации («Новогодняя открытка», «Звездное небо», «Снегири на
ветке», «Волшебные рисунки», «Невиданный зверь», «Осьминожка»).
3 блок. Волшебный пластилин.
Учить самостоятельно изготавливать картины из пластилина, применяя разные технические
приемы и способы лепки; украшать изделия из пластилина различными природными и
декоративными материалами.
Практика: «Плывет, плывет кораблик», «Подводное царство», «Весенние подснежники»,
«Грибная полянка», «Елочка», «Весеннее дерево»
4 блок: «Весна»
Научить детей приемам скатывания салфеток, пластилиновой мозаике. Совершенствовать
такие техники рисования как тычок, кляксография, ластик, пальчиковое рисование, рисование
ладошкой, пуантилизм.
Уметь работать с различным материалом: бумага, ткань, гуашь, акварель, пластилин,
различные крупы.
Практика: рисование «Цветы для мамы», «Ветка вербы», «Берёзки весной»,
«Одуванчики», «Ветка черемухи», «Ромашки», «Цветик-семицветик», «Космическое
путешествие», « Подводное царство».

Литература
1.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова М.: Мозаика –
Синтез, 2010, 120с.
2. К.К. Утробина Г.Ф, Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7
лет: Рисуем и познаём окружающий мир» - М: издательство «Гном и Д», 2006 год.
3. Казакова Т. Занимаемся искусством с дошкольниками: методическое пособие / Т.
Казакова, И. Лыкова, Г. Пантелеев, Л. Пантелеева, Т. Рубан, К. Тарасова. – М.: Сфера, 2011,
112с.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программы и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 2 – 7 лет / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика –
Синтез, 2010, 120 с.
5. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография /
Т.С. Комарова. - М.: Мозаика – Синтез, 2013,160 с.
6. Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки / А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – М.:
Философская книга, 2014, 208с.
7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7
лет «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА», 2007, 144с.
8. Лыкова И.А. Талантливые дети. Индивидуальный подход в художественном развитии /
И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Цветной мир, 2012, 144с.

Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование







Мольберты
Столы
Стеллажи для выставочных экземпляров
Фартуки
Салфетки бумажные и матерчатые.
Материалы, инструменты и их «заместители»






















Листы белой и тонированной бумаги в форматеА4, А3
Альбомы

для

детского

художественноготворчества

Белый и цветной картон
Фольга

цветная

на

бумажной

основе

идвусторонняя

Пластилин
Кисти

разных

размеров

(круглые,

плоские,флейцы)

Краски гуашевые
Краски акварельные
Тушь

цветная

(для

экспериментирования

и тонирования бумаги)

Цветные и простые карандаши
Фломастеры
Пастель
Гелевые ручки и краски
Ножницы для детского творчества (с безопаснымикончиками лезвий)
Клей, клеящие карандаши, клейстер
Клеевые кисточки
Ватные палочки
Губки
Штампики, колпачки фломастеров
Тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений
об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; Фрукты», «Овощи» и др.).

 Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции


Технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материал
для создания технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения
планированию работы («Цветы», «Космос», «Насекомые», «Звери» и др).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».