муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Сказка» РАССМОТНЕНА на педагогическом совете МАДОУ «Центр развитии ребенка – детский сад № 14 «Сказка» Протокол № 4 от 22 мая 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Центр развитии ребенка детский сад № 14 «Сказка» ______________Фролова Л.В. «___» ______________ 2023 г. Подписано цифровой ФРОЛОВА подписью: ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА ЛЮБОВЬ Дата: 2023.12.13 ВИКТОРОВНА 09:58:52 +03'00' Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Непоседы» Составитель: Комиссарова М.В. Возраст обучающихся: 6 - 8 лет Срок реализации программы: 1 год Уровень программы: ознакомительный Педагоги дополнительного образования: Комиссарова М.В. Воронова А.А. Великий Новгород 2023 год Пояснительная записка Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на основе программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», допущенной центром «Педагогика детства» ЛОИРО, 1997 г. Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и предусмотрена для реализации в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка». Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что музыка и движение является более универсальным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запоминать движение. Все это воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Именно через музыкально ритмические движения развиваются и наиболее ярко проявляются музыкальные способности ребенка. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как является музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разного возраста и с различными способностями. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, игровой самомассаж, игротанцы. Они даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 6 до 8 лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в зале. Цель программы – привить детям устойчивый интерес к танцевальной деятельности. Задачи: Образовательные: Обучить детей простейшим элементам классического и народного танца. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Познакомить детей с историей развития и становления танца. Воспитательные: Заложить основы становления эстетически развитой личности. Воспитывать умение работать в коллективе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. 2 Развивающие: Развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений. Развить музыкальный слух и чувство ритма. Развивать интерес к танцевальному искусству. Развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. Развивать художественный вкус Сроки реализации образовательной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек. Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.368521: 1 раз в неделю длительностью 30 минут. В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут. Структура занятия, методы и приемы работы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия. 1. Словесные методы обучения: беседа; рассказ; анализ музыкального произведения, представленного для танца. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом. 3. Практические методы обучения: тренировочные упражнения. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей. 1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. 2. Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. 4. Исследовательские методы обучения. Структура занятия. Вводная часть: построение и приветствие детей; проверка правильности осанки Подготовительная часть занятия: 3 разминка в движении: ходьба, бег, прыжки танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика). Основная часть занятия: партерная гимнастика разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных. разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных. Заключительная часть: музыкальная игра построение, поклон Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности и качества реализации программы проводится мониторинг. Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями. Уровни развития танцевально-ритмических навыков. «1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. «2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов. «3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями «1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием. «2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; Уровень ритмического слуха «1» - Низкий уровень – неверно воспроизводит ритмический рисунок. «2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки; «3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности «1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке «2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; Уровень артистичности и творчества в танце 4 «1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. «2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; «3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; Результаты заносятся в таблицу. (См. Приложение) Ожидаемые результаты: - владеют техникой основных двигательных и танцевальных движений; - владеют навыками передачи эмоционально- образного содержания танца, используя движения и пластику - умеют выражать эмоции языком танца - самостоятельно придумывают и показыват импровизированные движения, используя мимику, жесты, пластику движений; - с желанием участвуют в любом виде деятельности. Формами подведения итогов реализации данной программы являются: открытые занятия для родителей; выступления детей на утренниках, праздниках и других мероприятиях; участие в фестивале творчества дошкольных образовательных учреждений «Детский альбом» и т.д. Календарный учебный график Этап Сроки образовательного процесса Начало учебного года 2 октября 2023 Окончание учебного года 22 мая 2024 Продолжительность учебного 30 недель года I полугодие - с 2 октября по 23 декабря (12 недель) II полугодие – с 11 января по 31 мая (18 недель) Продолжительность занятий 30 минут Количество занятий в неделю 2 Количество занятий в месяц 8 Сроки проведения мониторинга промежуточная диагностика – январь освоения детьми ДООП итоговая диагностика – май Каникулы С 25 декабря по 10 января - зимние С 1 июня по 31 августа - летние Праздничные и выходные дни В соответствии с производственным календарем 5 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД РАССЧИТАН НА 30 рабочих недель: 2 часа в неделю, общее количество часов - 60, из них – 12 теории, 48 практики. Месяц Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь Название раздела Тема Количество часов Всего Теория Практика 1 неделя Вводное занятие. Диагностика 2 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Народный Теория: Происхождение и особенности народных танцев. Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка»- водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «змея», «Кобра» Игра: «Ворон» 3 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Народный Теория: Национальные костюмы народных танцев. Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка» - работа над образом Партерная гимнастика: «змея», «Кобра» Игра: «Ворон» 4 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Народный Теория: Виды национальных танцев Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Ящерица», «Кораблик» 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 6 Формы аттестации/ контроля Итоговое занятие Ноябрь Ноябрь Ноябрь Игра: «Чей кружок скорее соберется» 1 неделя 2 ТЕМА: Элементы танцев. Классический Теория: Происхождение и особенности классического танца. Практика: Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Крабик», «Гусеница» Игра: «Чей кружок скорее соберется» 2 неделя 2 ТЕМА: Элементы танцев. Классический Теория: Знакомства с терминами. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка» - работа над образом «Маляры» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Крабик», «Гусеница» Игра: «Чей кружок скорее соберется» 3 неделя 2 ТЕМА: Элементы танцев. Бальный Теория: Происхождение бального танца. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка», «Маляры» - работа над образом Партерная гимнастика: «Крабик», «Гусеница» 7 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Выступлен ие на утреннике Ноябрь Ноябрьдекабрь Декабрь Декабрь Игра: «Чей кружок скорее соберется» 4 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Бальный Теория: Знакомство с краткой характеристикой бальных стилей танца. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Калинка», «Маляры» - работа над образом Партерная гимнастика: «Лодочка», «Качели» Игра: «Птичка и ворона» 1 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Бальный Теория: Название бальных танцев Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Маляры» - работа над образом Партерная гимнастика: «Лодочка», «Качели» Игра: «Птички и ворона» 2 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Эстрадный Теория: Знакомство с особенностями эстрадного танца Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Маляры» - работа над образом Партерная гимнастика: «Лодочка», «Качели» 3 неделя ТЕМА: Элементы танцев. Эстрадный Теория: Знакомство с особенностями эстрадного 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 8 Выступлен ие на утреннике Декабрь Январь Январь Февраль танца Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Красный сарафан» водная часть (основные и имитационные движения) «Маляры» - работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Колечко» Игра: «Санки» 4 неделя ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория:. Формы движения Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Красный сарафан», «Маляры» - работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Колечко» Игра: «Санки» 3 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Формы движения Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Красный сарафан» работа над образом «Птичка польку танцевала» водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Рыбка», «Колечко» Игра: «Санки» 4 неделя 2 ТЕМА: Открытое занятие 1 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные композиции, характерные 9 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Открытое занятие Итоговое занятие Февраль Февраль Февраль пляски, тренинговые упражнения на основе плясовых движений. Теория: работа над артистизмом Практика: Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Красный сарафан», «Птичка польку танцевала» работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Колечко» Игра: «Санки» 2 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные композиции, характерные пляски, тренинговые упражнения на основе плясовых движений. Теория: работа над артистизмом Практика: Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Красный сарафан», «Птичка польку танцевала» работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Складочка» Игра: «Со снежками» 3 неделя 2 ТЕМА: Сценический костюм Теория: беседа о национальных костюмах Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Танцкласс» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Растяжка ног», «Карусель» Игра: «Со снежками» 4 неделя 2 ТЕМА: Сценическая культура Теория: беседа о национальных костюмах 10 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Март Март Март Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Танцкласс», «Морячка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Со снежками» 1 неделя 2 ТЕМА: Сценическая культура Теория: рассказ о выдающихся хореографах России Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Танцкласс», «Морячка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Снежинки-ручейки» 2 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: принципы музыкальной импровизации Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Танцкласс», «Морячка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Снежинки-ручейки» 3 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: принципы музыкальной импровизации Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Вальс» - водная часть (основные и имитационные 11 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Выступлен ие на утреннике Март Март Апрель движения), «Морячка» работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Прогулка» 4 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: принципы музыкальной импровизации Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Вальс», «Морячка» работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Курочка и петушок» 5 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: принципы музыкальной импровизации Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Вальс», «Морячка» работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Курочка и петушок» 1 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: принципы музыкальной импровизации Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Вальс», «Морячка» работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Курочка и петушок» 12 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Итоговое занятие Апрель Апрель Апрель 2 неделя 2 ТЕМА: Спортивные композиции, включающие основные и строевые упражнения Теория: Понятия: сила звучания, темп, динамика. Практика:Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец. «Вальс», «Морячка» работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Качели» Игра: «Ниточка с иголочкой» 3 неделя 2 ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятия: сила звучания, темп, динамика. Практика: музыкальные жанры: марш, танец, песня. Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Вальс» - работа над образом «Морячка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Качели» Игра: «Ниточка с иголочкой» 4 неделя 2 ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятия: сила звучания, темп, динамика. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Вальс» - работа над образом «Менуэт» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» 13 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Май Май Май Итого: Игра: «Ниточка с иголочкой» 1 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные движения и танцы Теория: Представление о танцевальном образе Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Вальс» - работа над образом «Менуэт» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 2 неделя 2 ТЕМА: Репетиция танцевального номера в костюмах. Практика. Различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Танцкласс», «Вальс», «Морячка», «Менуэт» 3 неделя 2 ТЕМА: Концерт 60 14 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 15 45 Концерт Материально - техническое обеспечение Предметы, используемые для реализации программы. Бубны Погремушки Маракасы Металлофоны Ложки деревянные Ленточки цветные Платочки цветные Цветы искусственные Костюмы: блузки, сарафаны, юбочки, кокошники Маски животных Технические средства Музыкальный центр, Ноутбук, Фортепиано. 15 Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004. Шереметьева Н.М. Музыкальные игры и пляски в детском саду Ленинград 1963г. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982 Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.: Просвещение, 1984. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности Группа № ________________ Фамилия Имя Степень Уровень Уровень ребенка заинтересованнос ритмического артистичности ти ребенка в слуха творчества танцевальнотанце ритмической деятельности Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. – начало года К.г. – конец года 17 Соответствие и движений в характеру музыки с контрастными частями Н.г. К.г. Уровень развития танцевальноритмических навыков Н.г. К.г. Уровень качества танцевальноритмических движений, координации движений Н.г. К.г. 18