Дополнительная общеразвивающая программа "Непоседы" (6-8 лет)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Сказка»

РАССМОТНЕНА
на педагогическом совете
МАДОУ «Центр развитии
ребенка – детский сад № 14 «Сказка»
Протокол № 4 от 22 мая 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Центр развитии ребенка детский сад № 14 «Сказка»
______________Фролова Л.В.
«___» ______________ 2023 г.
Подписано цифровой
ФРОЛОВА
подписью: ФРОЛОВА
ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА
ЛЮБОВЬ
Дата: 2023.12.13
ВИКТОРОВНА 09:58:52 +03'00'

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Непоседы»

Составитель: Комиссарова М.В.
Возраст обучающихся: 6 - 8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Педагоги дополнительного образования: Комиссарова М.В.
Воронова А.А.

Великий Новгород
2023 год

Пояснительная записка
Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на основе
программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», допущенной центром «Педагогика
детства» ЛОИРО, 1997 г.
Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" и предусмотрена для реализации в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем,
что музыка и движение является более универсальным средством эстетического и
нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а
музыка помогает запоминать движение. Все это воспитывает у детей любовь к музыке, чувство
ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Именно через музыкально ритмические движения развиваются и наиболее ярко проявляются музыкальные способности
ребенка.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
является музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех
внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее
привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного
материала детьми разного возраста и с различными способностями.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, игровой
самомассаж, игротанцы. Они даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников.
Отличительными особенностями является активное использование игровой
деятельности для организации творческого процесса.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых
импровизационных и игровых форм.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 6 до 8 лет. В качестве
основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия
проводятся в зале.
Цель программы – привить детям устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
 Обучить детей простейшим элементам классического и народного танца.
 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями.
 Познакомить детей с историей развития и становления танца.
Воспитательные:
 Заложить основы становления эстетически развитой личности.
 Воспитывать умение работать в коллективе.
 Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
 Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
2

Развивающие:
 Развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных
движений.
 Развить музыкальный слух и чувство ритма.
 Развивать интерес к танцевальному искусству.
 Развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для
выражения характера музыки.
 Развивать художественный вкус
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек.
Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.368521:
1
раз
в
неделю
длительностью
30
минут.
В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии
противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения
и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями
результативность в усвоении материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической
деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 30
минут.
Структура занятия, методы и приемы работы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
1. Словесные методы обучения:
 беседа;
 рассказ;
 анализ музыкального произведения, представленного для танца.
2. Наглядные методы обучения:
 показ видеоматериалов, иллюстраций;
 показ, исполнение педагогом.
3. Практические методы обучения:
 тренировочные упражнения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения.
4. Исследовательские методы обучения.
Структура занятия.
Вводная часть:
 построение и приветствие детей;
 проверка правильности осанки
Подготовительная часть занятия:
3

разминка в движении: ходьба, бег, прыжки
 танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).
Основная часть занятия:
 партерная гимнастика
 разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
 разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.
Заключительная часть:
 музыкальная игра
 построение, поклон


Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности и качества
реализации программы проводится мониторинг. Диагностика специальных двигательных
умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в
соответствии с уровнями.
Уровни развития танцевально-ритмических навыков.
«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить
гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет
творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами.
Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием.
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности
«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения
выразительны;
Уровень артистичности и творчества в танце
4

«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
Результаты заносятся в таблицу. (См. Приложение)
Ожидаемые результаты:
- владеют техникой основных двигательных и танцевальных движений;
- владеют навыками передачи эмоционально- образного содержания танца, используя движения
и пластику
- умеют выражать эмоции языком танца
- самостоятельно придумывают и показыват импровизированные движения, используя мимику,
жесты, пластику движений;
- с желанием участвуют в любом виде деятельности.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
 открытые занятия для родителей;
 выступления детей на утренниках, праздниках и других мероприятиях;
 участие в фестивале творчества дошкольных образовательных учреждений «Детский
альбом» и т.д.

Календарный учебный график
Этап
Сроки
образовательного процесса
Начало учебного года
2 октября 2023
Окончание учебного года
22 мая 2024
Продолжительность
учебного
30 недель
года
I полугодие - с 2 октября по 23 декабря (12 недель)
II полугодие – с 11 января по 31 мая (18 недель)
Продолжительность занятий
30 минут
Количество занятий в неделю
2
Количество занятий в месяц
8
Сроки проведения мониторинга
промежуточная диагностика – январь
освоения детьми ДООП
итоговая диагностика – май
Каникулы
С 25 декабря по 10 января - зимние
С 1 июня по 31 августа - летние
Праздничные и выходные дни
В соответствии с производственным календарем

5

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД РАССЧИТАН НА 30 рабочих недель: 2 часа в неделю,
общее количество часов - 60, из них – 12 теории, 48 практики.
Месяц

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Название раздела
Тема

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1 неделя
Вводное занятие.
Диагностика
2 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Народный
Теория: Происхождение и
особенности народных танцев.
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка»- водная
часть (основные и
имитационные движения)
Партерная гимнастика:
«змея», «Кобра»
Игра: «Ворон»
3 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Народный
Теория: Национальные
костюмы народных танцев.
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«змея», «Кобра»
Игра: «Ворон»
4 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Народный
Теория: Виды национальных
танцев
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Ящерица», «Кораблик»

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

6

Формы
аттестации/
контроля
Итоговое
занятие

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Игра: «Чей кружок скорее
соберется»
1 неделя
2
ТЕМА: Элементы танцев.
Классический
Теория: Происхождение и
особенности классического
танца.
Практика: Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Крабик», «Гусеница»
Игра: «Чей кружок скорее
соберется»
2 неделя
2
ТЕМА: Элементы танцев.
Классический
Теория: Знакомства с
терминами.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка» - работа над
образом
«Маляры» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Крабик», «Гусеница»
Игра: «Чей кружок скорее
соберется»
3 неделя
2
ТЕМА: Элементы танцев.
Бальный
Теория: Происхождение
бального танца.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка», «Маляры»
- работа над образом
Партерная гимнастика:
«Крабик», «Гусеница»
7

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Выступлен
ие на
утреннике

Ноябрь

Ноябрьдекабрь

Декабрь

Декабрь

Игра: «Чей кружок скорее
соберется»
4 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Бальный
Теория: Знакомство с краткой
характеристикой бальных
стилей танца.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Калинка», «Маляры»
- работа над образом
Партерная гимнастика:
«Лодочка», «Качели»
Игра: «Птичка и ворона»
1 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Бальный
Теория: Название бальных
танцев
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Маляры» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Лодочка», «Качели»
Игра: «Птички и ворона»
2 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Эстрадный
Теория: Знакомство с
особенностями эстрадного
танца
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Маляры» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Лодочка», «Качели»
3 неделя
ТЕМА: Элементы танцев.
Эстрадный
Теория: Знакомство с
особенностями эстрадного

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

8

Выступлен
ие на
утреннике

Декабрь

Январь

Январь
Февраль

танца
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Красный сарафан» водная часть (основные и
имитационные движения)
«Маляры» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Колечко»
Игра: «Санки»
4 неделя
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория:. Формы движения
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Красный сарафан»,
«Маляры» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Колечко»
Игра: «Санки»
3 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Формы движения
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Красный сарафан» работа над образом
«Птичка польку танцевала» водная часть (основные и
имитационные движения)
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Колечко»
Игра: «Санки»
4 неделя
2
ТЕМА: Открытое занятие
1 неделя
2
ТЕМА: Танцевальные
композиции, характерные
9

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Открытое
занятие

Итоговое
занятие

Февраль

Февраль

Февраль

пляски, тренинговые
упражнения на основе
плясовых движений.
Теория: работа над
артистизмом
Практика: Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Красный сарафан»,
«Птичка польку танцевала» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Колечко»
Игра: «Санки»
2 неделя
2
ТЕМА:
Танцевальные
композиции,
характерные
пляски,
тренинговые
упражнения
на
основе
плясовых движений.
Теория: работа над
артистизмом
Практика: Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Красный сарафан»,
«Птичка польку танцевала» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Змея», «Складочка»
Игра: «Со снежками»
3 неделя
2
ТЕМА: Сценический костюм
Теория:
беседа
о
национальных костюмах
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Танцкласс» - водная
часть (основные и
имитационные движения)
Партерная гимнастика:
«Растяжка ног», «Карусель»
Игра: «Со снежками»
4 неделя
2
ТЕМА: Сценическая культура
Теория:
беседа
о
национальных костюмах
10

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Март

Март

Март

Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Танцкласс»,
«Морячка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Со снежками»
1 неделя
2
ТЕМА: Сценическая культура
Теория:
рассказ
о
выдающихся
хореографах
России
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Танцкласс»,
«Морячка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Снежинки-ручейки»
2 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория:
принципы
музыкальной импровизации
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Танцкласс»,
«Морячка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Снежинки-ручейки»
3 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория:
принципы
музыкальной импровизации
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Вальс» - водная часть
(основные и имитационные
11

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Выступлен
ие на
утреннике

Март

Март

Апрель

движения), «Морячка» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Прогулка»
4 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория:
принципы
музыкальной импровизации
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Вальс», «Морячка» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Курочка и петушок»
5 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: принципы
музыкальной импровизации
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Вальс», «Морячка» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Курочка и петушок»
1 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: принципы
музыкальной импровизации
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Вальс», «Морячка» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Курочка и петушок»
12

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговое
занятие

Апрель

Апрель

Апрель

2 неделя
2
ТЕМА:
Спортивные
композиции,
включающие
основные
и
строевые
упражнения
Теория: Понятия: сила
звучания, темп, динамика.
Практика:Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец. «Вальс», «Морячка» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Качели»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
3 неделя
2
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятия: сила
звучания, темп, динамика.
Практика: музыкальные
жанры: марш, танец, песня.
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Вальс» - работа над образом
«Морячка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Качели»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
4 неделя
2
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятия: сила
звучания, темп, динамика.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Вальс» - работа над образом
«Менуэт» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Змея», «Лодочка»
13

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Май

Май

Май
Итого:

Игра: «Ниточка с иголочкой»
1 неделя
2
ТЕМА:
Танцевальные
движения и танцы
Теория: Представление о
танцевальном образе
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Вальс» - работа над образом
«Менуэт» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Змея», «Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
2 неделя
2
ТЕМА:
Репетиция
танцевального
номера
в
костюмах.
Практика. Различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Танцкласс», «Вальс»,
«Морячка», «Менуэт»
3 неделя
2
ТЕМА: Концерт
60

14

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

15

45

Концерт

Материально - техническое обеспечение
Предметы, используемые для реализации программы.











Бубны
Погремушки
Маракасы
Металлофоны
Ложки деревянные
Ленточки цветные
Платочки цветные
Цветы искусственные
Костюмы: блузки, сарафаны, юбочки, кокошники
Маски животных





Технические средства
Музыкальный центр,
Ноутбук,
Фортепиано.

15

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.

Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра», 2004.
Шереметьева Н.М. Музыкальные игры и пляски в детском саду Ленинград 1963г.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы
музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982
Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М.:
Просвещение, 1984.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности
Группа № ________________
Фамилия
Имя Степень
Уровень
Уровень
ребенка
заинтересованнос ритмического
артистичности
ти
ребенка
в слуха
творчества
танцевальнотанце
ритмической
деятельности
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.

Н.г. – начало года
К.г. – конец года
17

Соответствие
и движений
в характеру музыки
с контрастными
частями
Н.г.

К.г.

Уровень развития
танцевальноритмических
навыков

Н.г.

К.г.

Уровень качества
танцевальноритмических
движений,
координации
движений
Н.г.
К.г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».