24. Дополнительная общеразвивающая программа "Непоседы" (3 - 4 года)

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на основе
программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», допущенной центром «Педагогика
детства» ЛОИРО, 1997 г.
Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля
2014 г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
(вместе

с

"Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)", Федеральным законом
от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена
тем, что музыка и движение является более универсальным средством эстетического и
нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а
музыка помогает запоминать движение. Все это воспитывает у детей любовь к музыке,
чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Именно через музыкально ритмические движения развиваются и наиболее ярко проявляются музыкальные способности
ребенка.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
является музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех
внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее
привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного
материала детьми разного возраста и с различными способностями.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, игровой
самомассаж, игротанцы. Они даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников.
Отличительными

особенностями

является

деятельности для организации творческого процесса.
2

активное

использование

игровой

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. В качестве
основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка.
Занятия проводятся в зале.
Цель программы – привить детям устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:


Обучить детей простейшим элементам классического и народного танца.



Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями.



Познакомить детей с историей развития и становления танца.
Воспитательные:



Заложить основы становления эстетически развитой личности.



Воспитывать умение работать в коллективе.



Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.



Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:



Развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных
движений.



Развить музыкальный слух и чувство ритма.



Развивать интерес к танцевальному искусству.



Развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для
выражения характера музыки.



Развивать художественный вкус
Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и
информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях».
В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при
наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др.
Ведущей формой организации обучения является групповая.

3

Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса
обучения и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными
способностями результативность в усвоении материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической
деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка.
Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН
2.4.1.3049-13.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 15 минут.
Структура занятия, методы и приемы работы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
1. Словесные методы обучения:


беседа;



рассказ;



анализ музыкального произведения, представленного для танца.

2. Наглядные методы обучения:


показ видеоматериалов, иллюстраций;



показ, исполнение педагогом.

3. Практические методы обучения:


тренировочные упражнения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.

1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения.
2. Репродуктивные методы обучения.
3. Частично-поисковые методы обучения.
4. Исследовательские методы обучения.
Структура занятия.
Вводная часть:


построение и приветствие детей;



проверка правильности осанки

Подготовительная часть занятия:


разминка в движении: ходьба, бег, прыжки



танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).

Основная часть занятия:


партерная гимнастика



разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.
4



разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.

Заключительная часть:


музыкальная игра



построение, поклон
Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности и качества
реализации программы проводится мониторинг.

Диагностика специальных двигательных

умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в
соответствии с уровнями.
Уровни развития танцевально-ритмических навыков.
«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить
гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет
творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами.
Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием.
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других
детей), движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности
«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими,
движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения
выразительны;
Уровень артистичности и творчества в танце
5

«1» - Низкий уровень –

движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при

движении.
«2» - Средний уровень -

движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная

эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
Результаты заносятся в таблицу. (См. Приложение)
Ожидаемые результаты:
- Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его
отдельных органов и систем.
- Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
- Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие.
- Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, лёгкости, пластичности,
выразительности движений.

Этап
образовательного процесса
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебных
занятий
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Сроки проведения мониторинга
Освоения детьми ДООП
Каникулы
Праздничные и выходные дни

Сроки
1 октября
31 мая
30 недель
I полугодие - с 1 октября по 23 декабря (12 недель)
II полугодие – с 16 января по 31 мая (18 недель)
15 минут
2
8
промежуточная диагностика – январь
итоговая диагностика – май
С 26 декабря по 13 января - зимние
С 1 июня по 31 августа - летние
В соответствии с производственным календарем

Учебно-тематический план
Месяц

Октябрь

Название раздела, темы

1 неделя

Количество часов
Всего
часов

Теория

Практик
а

2

0,5

1,5

6

Формы
аттестац
ии/
контроля
Итоговое

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Вводное занятие.
Диагностика
2 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Музыкальная
грамотность.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Весёлые
путешественники» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Качалочка», «Лодочка»
Игра: «Передай настроение»
3 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Характер музыки. Темп:
быстро, медленно, умеренно.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Весёлые
путешественники» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Качалочка», «Лодочка»
Игра: «Мышки и кот»
4 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Строение (вступление,
окончание).
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Весёлые
путешественники» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Качалочка», «Лодочка»
Игра: «Заинька-зайка»
1 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Терминология: точки
зала
Практика:
Разминка: различные виды

занятие
2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

7

Выступл
ение на
утренник
е

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Весёлые
путешественники» - работа над
образом
«Куклы-неваляшки» - водная
часть (основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Качалочка», «Лодочка»
Игра: «Магазин игрушек»
2 неделя
2
ТЕМА: Элементы ритмической
гимнастики
Теория: Терминология.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Весёлые
путешественники» - работа над
образом
«Куклы-неваляшки» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Кошечка», «Достань мяч»
Игра: «Мышки и кот»
3 неделя
2
ТЕМА: Элементы ритмической
гимнастики
Теория: Позиция ног.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Куклы-неваляшки» - работа над
образом
«Плюшевый медвежонок» водная часть (основные и
имитационные движения)
Партерная гимнастика:
«Кошечка», «Достань мяч»
Игра: «Медведь и зайцы»
4 неделя
2
ТЕМА: Элементы ритмической
гимнастики
Теория: Постановка корпуса.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Куклы-неваляшки» - работа над
образом
«Плюшевый медвежонок» 8

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

НоябрьДекабрь

Декабрь

Декабрь

работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кошечка», «Достань мяч»
Игра: «Медведь и зайцы»
1 неделя
2
ТЕМА: Танцевальные движения
и танцы
Теория: Виды танцев.
Положение рук в танце.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Куклы-неваляшки» - работа над
образом
«Плюшевый медвежонок» работа над образом
Партерная гимнастика:
«Колобок», «Паровозик»
Игра: «Кап-кап»
2 неделя
2
ТЕМА: Танцевальные движения
и танцы
Теория: Понятие о движении по
линии танца и обратно.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Плюшевый медвежонок» работа над образом
«Танец ёлочек» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Колобок», «Паровозик»
Игра: «Кап-кап»
3 неделя
2
ТЕМА: Танцевальные движения
и танцы
Теория: Понятие о ведущей роли
мальчика в парном танце.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Плюшевый медвежонок» работа над образом
«Танец ёлочек» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Колобок», «Паровозик»
9

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Выступл
ение на
утренник
е

Декабрь
Январь

Январь

Февраль

Февраль

Игра: «Санки»
4 неделя
ТЕМА: Открытое занятие
3 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Строение музыкальной
речи (музыкальная фраза,
музыкальное предложение).
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Складочка»
Игра: «Со снежками»
4 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Ритмический рисунок.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Растяжка ног», «Карусель»
Игра: «Снегопад»
1 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Темп.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - работа над образом
«Белые кораблики» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Коробочка»
Игра: «Снеговик»
2 неделя
ТЕМА: Азбука музыкального
движения
Теория: Метеорит – определение
сильной и слабой доли хлопком,
притопом.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

10

Открыто
е занятие

Итоговое
занятие

Февраль

Февраль

Март

Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Растяжка ног», «Карусель»
Игра: «Со снежками»
3 неделя
2
ТЕМА: Элементы ритмической
гимнастики
Теория: Терминология.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Растяжка ног», «Карусель»
Игра: «Со снежками»
4 неделя
2
ТЕМА: Танцевальные движения
и танцы
Теория: Терминология.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Растяжка ног», «Карусель»
Игра: «Со снежками»
1 неделя
2
ТЕМА: Танцевальные движения
и танцы
Теория: Первоначальное
представление о танцевальном
образе
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
11

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Выступл
ение на
утренник
е

Март

Март

Март

«Корзиночка», «Колечко»
Игра: «Снежинки-ручейки»
2 неделя
2
ТЕМА: Ритмическая разминка
Теория: Введение новых
названий и понятий выполняемых
ритмических движений и
упражнений
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Рыбачок» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Корзиночка», «Колечко»
Игра: «Прогулка»
3 неделя
2
ТЕМА:
Ориентировка
в
пространстве
Теория: Знакомство с
пространственными
направлениями: вперёд-назад,
вправо-влево, вверх-вниз
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Рыбачок» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Корзиночка», «Колечко»
Игра: «Прекрасные цветы»
4 неделя
2
ТЕМА: Партерная гимнастика
Теория: Понятие о партерной
гимнастики
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Рыбачок» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Корзиночка», «Колечко»
Игра: «Прекрасные цветы»
12

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Март

Апрель

Апрель

Апрель

5 неделя
ТЕМА: Спортивные композиции,
включающие
основные
и
строевые упражнения
Теория: хороводный шаг
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Рыбачок» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Лодочка»
Игра: «Прекрасные цветы»
1 неделя
ТЕМА: Ритмико-гимнастические
упражнения
Теория: Понятие ритмика.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Рыбачок» - работа над образом
«Белые кораблики» - работа над
образом
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
2 неделя
ТЕМА: Ритмико-гимнастические
упражнения
Теория: Гимнастика.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Чунга-чанга» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
«Рыбачок» - работа над образом
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
3 неделя
ТЕМА: Ритмико-гимнастические
упражнения
Теория: Равновесия.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

13

Итоговое
занятие

Май

Май

Май

Май
Итого:

«Чунга-чанга» - работа над
образом
«Рыбачок» - работа над образом
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
4 неделя
2
ТЕМА: Ритмико-гимнастические
упражнения
Теория: Координация.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Чунга-чанга» - работа над
образом
«Рыбачок» - работа над образом
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
1 неделя
2
ТЕМА: Ритмико-гимнастические
упражнения
Теория: Координация.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Чунга-чанга» - работа над
образом
«Рыбачок» - работа над образом
Партерная гимнастика: «Змея»,
«Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
2 неделя
2
ТЕМА: Репетиция танцевального
номера в костюмах.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Чунга-чанга» ,
«Рыбачок»,
«Белочка»,
«Белый кораблик»
3
ТЕМА: Открытое занятие
60

14

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

15

45

Концерт

Материально - техническое обеспечение
Предметы, используемые для реализации программы.











Бубны
Погремушки
Маракасы
Металлофоны
Ложки деревянные
Ленточки цветные
Платочки цветные
Цветы искусственные
Костюмы: блузки, сарафаны, юбочки, кокошники
Маски животных





Технические средства
Музыкальный центр,
Ноутбук,
Фортепиано.

15

Список литературы
1.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
2.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.:
«Музыкальная палитра», 2004.
3.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта
работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982
4.
Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996
5.
Э.Жак-Далькроз. Ритм Издательство: Классика XXI, 2006 г.

16

ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности
Группа №
Фамилия
Имя Степень
Уровень
Уровень
ребенка
заинтересованнос ритмического
артистичности
ти
ребенка
в слуха
творчества
танцевальнотанце
ритмической
деятельности
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.

Н.г. – начало года
К.г. – конец года

17

Соответствие
и движений
в характеру музыки
с контрастными
частями
Н.г.

К.г.

Уровень развития
танцевальноритмических
навыков
Н.г.

К.г.

Уровень качества
танцевальноритмических
движений,
координации
движений
Н.г.
К.г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».