1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на основе программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», допущенной центром «Педагогика детства» ЛОИРО, 1997 г. Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка». Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что музыка и движение является более универсальным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запоминать движение. Все это воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Именно через музыкально ритмические движения развиваются и наиболее ярко проявляются музыкальные способности ребенка. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как является музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разного возраста и с различными способностями. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, игровой самомассаж, игротанцы. Они даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Отличительными особенностями является деятельности для организации творческого процесса. 2 активное использование игровой Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в зале. Цель программы – привить детям устойчивый интерес к танцевальной деятельности. Задачи: Образовательные: Обучить детей простейшим элементам классического и народного танца. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Познакомить детей с историей развития и становления танца. Воспитательные: Заложить основы становления эстетически развитой личности. Воспитывать умение работать в коллективе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: Развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений. Развить музыкальный слух и чувство ритма. Развивать интерес к танцевальному искусству. Развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. Развивать художественный вкус Сроки реализации образовательной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях». В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др. Ведущей формой организации обучения является групповая. 3 Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка. Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 15 минут. Структура занятия, методы и приемы работы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия. 1. Словесные методы обучения: беседа; рассказ; анализ музыкального произведения, представленного для танца. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом. 3. Практические методы обучения: тренировочные упражнения. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей. 1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. 2. Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. 4. Исследовательские методы обучения. Структура занятия. Вводная часть: построение и приветствие детей; проверка правильности осанки Подготовительная часть занятия: разминка в движении: ходьба, бег, прыжки танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика). Основная часть занятия: партерная гимнастика разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных. 4 разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных. Заключительная часть: музыкальная игра построение, поклон Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности и качества реализации программы проводится мониторинг. Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями. Уровни развития танцевально-ритмических навыков. «1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. «2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов. «3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями «1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием. «2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; Уровень ритмического слуха «1» - Низкий уровень – неверно воспроизводит ритмический рисунок. «2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки; «3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности «1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке «2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; Уровень артистичности и творчества в танце 5 «1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. «2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; «3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; Результаты заносятся в таблицу. (См. Приложение) Ожидаемые результаты: - Естественное развитие организма ребёнка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем. - Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя. - Укрепление здоровья ребёнка, его полноценное физическое и умственное развитие. - Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, лёгкости, пластичности, выразительности движений. Этап образовательного процесса Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебных занятий Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Сроки проведения мониторинга Освоения детьми ДООП Каникулы Праздничные и выходные дни Сроки 1 октября 31 мая 30 недель I полугодие - с 1 октября по 23 декабря (12 недель) II полугодие – с 16 января по 31 мая (18 недель) 15 минут 2 8 промежуточная диагностика – январь итоговая диагностика – май С 26 декабря по 13 января - зимние С 1 июня по 31 августа - летние В соответствии с производственным календарем Учебно-тематический план Месяц Октябрь Название раздела, темы 1 неделя Количество часов Всего часов Теория Практик а 2 0,5 1,5 6 Формы аттестац ии/ контроля Итоговое Октябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Вводное занятие. Диагностика 2 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Музыкальная грамотность. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Весёлые путешественники» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Качалочка», «Лодочка» Игра: «Передай настроение» 3 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Характер музыки. Темп: быстро, медленно, умеренно. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Весёлые путешественники» - работа над образом Партерная гимнастика: «Качалочка», «Лодочка» Игра: «Мышки и кот» 4 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Строение (вступление, окончание). Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Весёлые путешественники» - работа над образом Партерная гимнастика: «Качалочка», «Лодочка» Игра: «Заинька-зайка» 1 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Терминология: точки зала Практика: Разминка: различные виды занятие 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 7 Выступл ение на утренник е Ноябрь Ноябрь Ноябрь ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Весёлые путешественники» - работа над образом «Куклы-неваляшки» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Качалочка», «Лодочка» Игра: «Магазин игрушек» 2 неделя 2 ТЕМА: Элементы ритмической гимнастики Теория: Терминология. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Весёлые путешественники» - работа над образом «Куклы-неваляшки» - работа над образом Партерная гимнастика: «Кошечка», «Достань мяч» Игра: «Мышки и кот» 3 неделя 2 ТЕМА: Элементы ритмической гимнастики Теория: Позиция ног. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Куклы-неваляшки» - работа над образом «Плюшевый медвежонок» водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Кошечка», «Достань мяч» Игра: «Медведь и зайцы» 4 неделя 2 ТЕМА: Элементы ритмической гимнастики Теория: Постановка корпуса. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Куклы-неваляшки» - работа над образом «Плюшевый медвежонок» 8 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 НоябрьДекабрь Декабрь Декабрь работа над образом Партерная гимнастика: «Кошечка», «Достань мяч» Игра: «Медведь и зайцы» 1 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные движения и танцы Теория: Виды танцев. Положение рук в танце. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Куклы-неваляшки» - работа над образом «Плюшевый медвежонок» работа над образом Партерная гимнастика: «Колобок», «Паровозик» Игра: «Кап-кап» 2 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные движения и танцы Теория: Понятие о движении по линии танца и обратно. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Плюшевый медвежонок» работа над образом «Танец ёлочек» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Колобок», «Паровозик» Игра: «Кап-кап» 3 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные движения и танцы Теория: Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Плюшевый медвежонок» работа над образом «Танец ёлочек» - работа над образом Партерная гимнастика: «Колобок», «Паровозик» 9 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Выступл ение на утренник е Декабрь Январь Январь Февраль Февраль Игра: «Санки» 4 неделя ТЕМА: Открытое занятие 3 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Строение музыкальной речи (музыкальная фраза, музыкальное предложение). Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Змея», «Складочка» Игра: «Со снежками» 4 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Ритмический рисунок. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Растяжка ног», «Карусель» Игра: «Снегопад» 1 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Темп. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - работа над образом «Белые кораблики» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Коробочка» Игра: «Снеговик» 2 неделя ТЕМА: Азбука музыкального движения Теория: Метеорит – определение сильной и слабой доли хлопком, притопом. 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 10 Открыто е занятие Итоговое занятие Февраль Февраль Март Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Растяжка ног», «Карусель» Игра: «Со снежками» 3 неделя 2 ТЕМА: Элементы ритмической гимнастики Теория: Терминология. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Растяжка ног», «Карусель» Игра: «Со снежками» 4 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные движения и танцы Теория: Терминология. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Растяжка ног», «Карусель» Игра: «Со снежками» 1 неделя 2 ТЕМА: Танцевальные движения и танцы Теория: Первоначальное представление о танцевальном образе Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: 11 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Выступл ение на утренник е Март Март Март «Корзиночка», «Колечко» Игра: «Снежинки-ручейки» 2 неделя 2 ТЕМА: Ритмическая разминка Теория: Введение новых названий и понятий выполняемых ритмических движений и упражнений Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Рыбачок» - водная часть (основные и имитационные движения) «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Корзиночка», «Колечко» Игра: «Прогулка» 3 неделя 2 ТЕМА: Ориентировка в пространстве Теория: Знакомство с пространственными направлениями: вперёд-назад, вправо-влево, вверх-вниз Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Рыбачок» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Корзиночка», «Колечко» Игра: «Прекрасные цветы» 4 неделя 2 ТЕМА: Партерная гимнастика Теория: Понятие о партерной гимнастики Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Рыбачок» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Корзиночка», «Колечко» Игра: «Прекрасные цветы» 12 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Март Апрель Апрель Апрель 5 неделя ТЕМА: Спортивные композиции, включающие основные и строевые упражнения Теория: хороводный шаг Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Рыбачок» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Прекрасные цветы» 1 неделя ТЕМА: Ритмико-гимнастические упражнения Теория: Понятие ритмика. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Рыбачок» - работа над образом «Белые кораблики» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 2 неделя ТЕМА: Ритмико-гимнастические упражнения Теория: Гимнастика. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Чунга-чанга» - водная часть (основные и имитационные движения) «Рыбачок» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 3 неделя ТЕМА: Ритмико-гимнастические упражнения Теория: Равновесия. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 13 Итоговое занятие Май Май Май Май Итого: «Чунга-чанга» - работа над образом «Рыбачок» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 4 неделя 2 ТЕМА: Ритмико-гимнастические упражнения Теория: Координация. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Чунга-чанга» - работа над образом «Рыбачок» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 1 неделя 2 ТЕМА: Ритмико-гимнастические упражнения Теория: Координация. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Чунга-чанга» - работа над образом «Рыбачок» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 2 неделя 2 ТЕМА: Репетиция танцевального номера в костюмах. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Чунга-чанга» , «Рыбачок», «Белочка», «Белый кораблик» 3 ТЕМА: Открытое занятие 60 14 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 15 45 Концерт Материально - техническое обеспечение Предметы, используемые для реализации программы. Бубны Погремушки Маракасы Металлофоны Ложки деревянные Ленточки цветные Платочки цветные Цветы искусственные Костюмы: блузки, сарафаны, юбочки, кокошники Маски животных Технические средства Музыкальный центр, Ноутбук, Фортепиано. 15 Список литературы 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000. 2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004. 3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982 4. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996 5. Э.Жак-Далькроз. Ритм Издательство: Классика XXI, 2006 г. 16 ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности Группа № Фамилия Имя Степень Уровень Уровень ребенка заинтересованнос ритмического артистичности ти ребенка в слуха творчества танцевальнотанце ритмической деятельности Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. К.г. Н.г. – начало года К.г. – конец года 17 Соответствие и движений в характеру музыки с контрастными частями Н.г. К.г. Уровень развития танцевальноритмических навыков Н.г. К.г. Уровень качества танцевальноритмических движений, координации движений Н.г. К.г. 18