Дополнительная общеразвивающая программа "Непоседы " (4 - 5 лет)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Сказка»

РАССМОТНЕНА
на педагогическом совете
МАДОУ «Центр развитии
ребенка – детский сад № 14 «Сказка»
Протокол № 4 от 22 мая 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Центр развитии ребенка детский сад № 14 «Сказка»
______________Фролова Л.В.
«___» ______________ 2023 г.

ФРОЛОВА
ЛЮБОВЬ
ВИКТОРОВНА

Подписано
цифровой подписью:
ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ
ВИКТОРОВНА
Дата: 2023.12.13
10:03:05 +03'00'

Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«НЕПОСЕДЫ»

Автор программы: Комиссарова М.В.
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы:1 год
Уровень программы: ознакомительный
Педагоги дополнительного образования: Комиссарова М.В.
Воронова А.А.

Великий Новгород
2023 год

Пояснительная записка
Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на основе
программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», допущенной центром «Педагогика
детства» ЛОИРО, 1997 г.
Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" и предусмотрена для реализации в муниципальном автономном дошкольном
образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка».
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем,
что музыка и движение является более универсальным средством эстетического и
нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а
музыка помогает запоминать движение. Все это воспитывает у детей любовь к музыке, чувство
ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Именно через музыкально ритмические движения развиваются и наиболее ярко проявляются музыкальные способности
ребенка.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
является музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех
внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее
привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного
материала детьми разного возраста и с различными способностями.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие
направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, игровой
самомассаж, игротанцы. Они даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников.
Отличительными

особенностями

является

активное

использование

игровой

деятельности для организации творческого процесса.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. В качестве
основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия
проводятся в зале.
Цель программы – привить детям устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:


Обучить детей простейшим элементам классического и народного танца.
2



Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер,

передавать их танцевальными движениями.


Познакомить детей с историей развития и становления танца.

Воспитательные:


Заложить основы становления эстетически развитой личности.



Воспитывать умение работать в коллективе.



Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.



Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:


Развивать

музыкальность,

выразительность

и

осмысленность

исполнения

танцевальных движений.


Развить музыкальный слух и чувство ритма.



Развивать интерес к танцевальному искусству.



Развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения

для выражения характера музыки.


Развивать художественный вкус

Сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные
одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек.
В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при
наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса
обучения и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными
способностями результативность в усвоении материала может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической
деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка.
Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН
1.2.3685-21: занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет
20 минут.
Структура занятия, методы и приемы работы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия.
1.

Словесные методы обучения:
3

 беседа;
 рассказ;
 анализ музыкального произведения, представленного для танца.
2.

Наглядные методы обучения:

 показ видеоматериалов, иллюстраций;
 показ, исполнение педагогом.
3.

Практические методы обучения:

 тренировочные упражнения.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
1.

Объяснительно-иллюстративные методы обучения.

2.

Репродуктивные методы обучения.

3.

Частично-поисковые методы обучения.

4.

Исследовательские методы обучения.
Структура занятия.

Вводная часть:


построение и приветствие детей;



проверка правильности осанки

Подготовительная часть занятия:


разминка в движении: ходьба, бег, прыжки



танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика).

Основная часть занятия:


партерная гимнастика



разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных.



разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных.

Заключительная часть:


музыкальная игра



построение, поклон
Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности и качества
реализации программы проводится мониторинг.

Диагностика специальных двигательных

умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в
соответствии с уровнями.
Уровни развития танцевально-ритмических навыков.
4

«1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить
гимнастические и имитационные движения.
«2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет
творческой активности в создании музыкально-двигательных образов.
«3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами.
Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений.
Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
«1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием.
«2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу
других детей), движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
Уровень ритмического слуха
«1» - Низкий уровень – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
«2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности
«1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке
«2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими, движения соответствуют характеру музыки;
«3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои;
движения выразительны;
Уровень артистичности и творчества в танце
«1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
«2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
«3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
Результаты заносятся в таблицу. (См. Приложение)
Ожидаемые результаты:
- Сформированности умений выполнять движения в соответствии со словами.
- Сформированности правильного речевого и физиологического дыхания.
5

- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах,
дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на
напряжение и расслабление мышц тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и
здоровье окружающих.
Календарный учебный график
Этап
образовательного процесса
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Продолжительность учебных
занятий
Количество занятий в неделю
Количество занятий в месяц
Сроки проведения мониторинга
Освоения детьми ДООП
Каникулы
Праздничные и выходные дни

Сроки
1 октября
31 мая
30 недель
I полугодие - с 1 октября по 24 декабря (12 недель)
II полугодие – с 10 января по 31 мая (18 недель)
20 минут
2
8
промежуточная диагностика – январь
итоговая диагностика – май
С 25 декабря по 13 января - зимние
С 1 июня по 31 августа - летние
В соответствии с производственным календарем

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД РАССЧИТАН НА 30 рабочих недель: 2 часа в неделю,
общее количество часов 60, из них – 15 теории, 45 практики.
Месяц

Октябрь
Октябрь

Название раздела, темы

1 неделя
Вводное занятие.
Диагностика
2 неделя
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятие «Ритмика»
Практика:

Количество часов
Всего

Теория

Практи
ка

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

6

Формы
аттестации/
контроля
Итоговое
занятие

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - водная
часть (основные и
имитационные движения)
Партерная гимнастика:
«змея», «Кобра»
Игра: «Весёлая прогулка
3 неделя
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятие «Гимнастика»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«змея», «Кобра»
Игра: «Весёлая прогулка»
4 неделя
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятие «Равновесие»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Ящерица», «Кораблик»
Игра: «Бегал заяц по болоту»
1 неделя
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятие
«Координация».
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Крабик», «Гусеница»
Игра: «Что ты хочешь
кошечка?»
2 неделя
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятие
«Ориентация»
Практика:

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

7

Выступлен
ие
на
утреннике

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
«Куклы и Мишка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Крабик», «Гусеница»
Игра:
«Что
ты
хочешь
кошечка?»
3 неделя
2
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Понятие
«Гимнастическая ходьба».
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
«Куклы и Мишка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Крабик», «Гусеница»
Игра:
«Что
ты
хочешь
кошечка?»
4 неделя
2
ТЕМА: Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Элементы
музыкальной грамоты: характер
музыкальных движений и его
зависимость от темпа.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
«Куклы и Мишка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Лодочка», «Качели»
Игра: «Катилось яблоко»
1 неделя
2
ТЕМА: Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Выполнение движений
в различных темпах.
Практика:
Разминка: различные виды
8

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Выступлен
ие
на
утреннике

Декабрь

Декабрь

Декабрь

ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец: «Цыплята» - работа над
образом
«Куклы и Мишка» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Лодочка», «Качели»
Игра: «Катилось яблоко»
2 неделя
ТЕМА: Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Ритм и его значение в
музыке.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Куклы и Мишка» - работа над
образом
«Танец снеговиков» - водная
часть (основные и
имитационные движения)
Партерная гимнастика:
«Лодочка», «Качели»
Игра: «Катилось яблоко»
3 неделя
ТЕМА: Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Музыкальные жанры:
марш, танец (вальс, мазурка,
полька, русская пляска), песня.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Куклы и Мишка» - работа над
образом
«Танец снеговиков» - работа
над образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Колечко»
Игра: «Санки»
4 неделя
ТЕМА: Репетиция
танцевального номера в
костюмах.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

9

Январь

Январь

Февраль

«Цыплята»,
«Куклы и Мишка»,
«Танец снеговиков»
3 неделя
2
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Правила выполнения
Ритмико-гимнастические
упражнений
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Белочка» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Змея», «Складочка»
Игра: «Со снежками»
4 неделя
2
ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения
Теория: Правила выполнения
Ритмико-гимнастические
упражнений
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты» - работа над
образом
Партерная гимнастика:
«Кузнечик», «Собачка»
Игра: «Снегопад»
1 неделя
2
ТЕМА: Динамические оттенки
музыки,
темп,
метроритм,
размер
Теория: Определение понятия
«Темп», динамики и регистра.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты» - работа над
образом
«Марш» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Снеговик»
10

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Открытое
занятие

Итоговое
занятие

Февраль

Февраль

Февраль

Март

2 неделя
ТЕМА: Динамические оттенки
музыки,
темп,
метроритм,
размер
Теория: Определение понятия
«Динамика»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Растяжка ног», «Карусель»
Игра: «Со снежками»
3 неделя
ТЕМА: Динамические оттенки
музыки,
темп,
метроритм,
размер
Теория: Определение понятия
«Регистр»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Со снежками»
4 неделя
ТЕМА: Эмоции в танце
Теория: Понятие «Что такое
эмоции»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Со снежками»
1 неделя
ТЕМА: Эмоции в танце
Теория: Понятие «Как
показывать эмоции в мимике»
Практика:
Разминка: различные виды

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

11

Выступлен
ие
на
утреннике

Март

Март

Март

ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Скорпион», «Колесо»
Игра: «Снежинки-ручейки»
2 неделя
2
ТЕМА: Жанры произведений
(песня, танец, марш)
Теория: танец (вальс, мазурка,
полька, русская пляска)
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Антошка» - водная часть
(основные и имитационные
движения)
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Прогулка»
3 неделя
2
ТЕМА: Жанры произведений
(песня, танец, марш)
Теория: танец (вальс, мазурка,
полька, русская пляска)
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Антошка» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Курочка и петушок»
4 неделя
2
ТЕМА: Жанры произведений
(песня, танец, марш)
Теория: Знакомство с марш
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Антошка» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
12

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Март

Апрель

Апрель

Игра: «Курочка и петушок»
5 неделя
2
ТЕМА:
Спортивные
композиции,
включающие
основные
и
строевые
упражнения.
Теория: музыкальный жанр
«Марш»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Антошка» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Кукушка», «Кошечка»
Игра: «Курочка и петушок»
1 неделя
2
ТЕМА:
Спортивные
композиции,
включающие
основные
и
строевые
упражнения.
Теория: Музыкальный жанр
«Марш»
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Антошка» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Рыбка», «Качели»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
2 неделя
2
ТЕМА:
Спортивные
композиции,
включающие
основные
и
строевые
упражнения
Теория: Музыкальный жанр
«Марш»
Практика: музыкальные
жанры: марш, танец, песня.
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Красная шапочка» - водная
часть (основные и
имитационные движения)
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
13

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Итоговое
занятие

Апрель

Апрель

Май

«Рыбка», «Качели»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
3 неделя
2
ТЕМА:
Спортивные
композиции,
включающие
основные
и
строевые
упражнения
Теория: музыкальные жанры:
марш, танец, песня.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Чунга-чанга» - работа над
образом
«Рыбачок» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Змея», «Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
4 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Выполнение движений
в различных темпах.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Красная шапочка» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Змея», «Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
1 неделя
2
ТЕМА:
Импровизация
движений на музыкальные
темы, игры под музыку
Теория: Выполнение движений
в различных темпах.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Красная шапочка» - работа над
образом
«Марш» - работа над образом
Партерная гимнастика:
«Змея», «Лодочка»
Игра: «Ниточка с иголочкой»
14

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

Концерт

Май

Май
Итого:

2 неделя
2
ТЕМА:
Репетиция
танцевального
номера
в
костюмах.
Практика:
Разминка: различные виды
ходьбы, бег, поскоки, галоп
Танец:
«Если добрый ты»
«Марш»
«Антошка»
«Красная шапочка
3 неделя
Концерт
60

15

0,5

1,5

15

45

Материально - техническое обеспечение
Предметы, используемые для реализации программы.

Бубны

Погремушки

Маракасы

Металлофоны

Ложки деревянные

Ленточки цветные

Платочки цветные

Цветы искусственные

Костюмы: блузки, сарафаны, юбочки, кокошники

Маски животных
Технические средства

Музыкальный центр

Ноутбук

Фортепиано

16

Список литературы
1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000.
2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная
палитра», 2004.
3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы
музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982
4. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996
5. Э.Жак-Далькроз. Ритм Издательство: Классика XXI, 2006 г.

17

ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности
Группа № ________________________
Фамилия
ребенка

Имя Степень
заинтересованнос
ти
ребенка
в
танцевальноритмической
деятельности
Н.г.
К.г.

Уровень
ритмического
слуха

Уровень
артистичности
творчества
танце

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

Н.г. – начало года
К.г. – конец года
18

Соответствие
и движений
в характеру музыки
с контрастными
частями
Н.г.

К.г.

Уровень развития
танцевальноритмических
навыков
Н.г.

К.г.

Уровень качества
танцевальноритмических
движений,
координации
движений
Н.г.
К.г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».