муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 14 «Сказка» РАССМОТНЕНА на педагогическом совете МАДОУ «Центр развитии ребенка – детский сад № 14 «Сказка» Протокол № 4 от 22 мая 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Центр развитии ребенка детский сад № 14 «Сказка» ______________Фролова Л.В. «___» ______________ 2023 г. ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА Подписано цифровой подписью: ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА Дата: 2023.12.13 10:03:05 +03'00' Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «НЕПОСЕДЫ» Автор программы: Комиссарова М.В. Возраст обучающихся: 4 – 5 лет Срок реализации программы:1 год Уровень программы: ознакомительный Педагоги дополнительного образования: Комиссарова М.В. Воронова А.А. Великий Новгород 2023 год Пояснительная записка Программа «Непоседы» имеет художественную направленность и разработана на основе программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», допущенной центром «Педагогика детства» ЛОИРО, 1997 г. Данная программа разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и предусмотрена для реализации в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка». Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что музыка и движение является более универсальным средством эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, а музыка помогает запоминать движение. Все это воспитывает у детей любовь к музыке, чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус. Именно через музыкально ритмические движения развиваются и наиболее ярко проявляются музыкальные способности ребенка. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как является музыкально - ритмическим психотренингом для детей, ориентируется на анализ тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Ее привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разного возраста и с различными способностями. Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение, игровой самомассаж, игротанцы. Они даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в зале. Цель программы – привить детям устойчивый интерес к танцевальной деятельности. Задачи: Образовательные: Обучить детей простейшим элементам классического и народного танца. 2 Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями. Познакомить детей с историей развития и становления танца. Воспитательные: Заложить основы становления эстетически развитой личности. Воспитывать умение работать в коллективе. Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие: Развивать музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений. Развить музыкальный слух и чувство ритма. Развивать интерес к танцевальному искусству. Развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки. Развивать художественный вкус Сроки реализации образовательной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей с наполняемостью до 16 человек. В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями результативность в усвоении материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к музыкально-ритмической деятельности и способствует индивидуальному творческому росту каждого ребенка. Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21: занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 20 минут. Структура занятия, методы и приемы работы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия. 1. Словесные методы обучения: 3 беседа; рассказ; анализ музыкального произведения, представленного для танца. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ, исполнение педагогом. 3. Практические методы обучения: тренировочные упражнения. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей. 1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. 2. Репродуктивные методы обучения. 3. Частично-поисковые методы обучения. 4. Исследовательские методы обучения. Структура занятия. Вводная часть: построение и приветствие детей; проверка правильности осанки Подготовительная часть занятия: разминка в движении: ходьба, бег, прыжки танцевальная разминка с предметами или без (ритмическая гимнастика). Основная часть занятия: партерная гимнастика разучивание новых танцевальных движений и композиций, повторение пройденных. разучивание новых сюжетно-образных танцев и повторение пройденных. Заключительная часть: музыкальная игра построение, поклон Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности и качества реализации программы проводится мониторинг. Диагностика специальных двигательных умений ребенка в контексте музыкально-ритмической деятельности осуществляется в соответствии с уровнями. Уровни развития танцевально-ритмических навыков. 4 «1» - Низкий уровень. Не умеют технически точно, легко и выразительно выполнить гимнастические и имитационные движения. «2» - Средний уровень. Движения выполняются довольно точно и выразительно, но нет творческой активности в создании музыкально-двигательных образов. «3» - Высокий уровень. Прочно владеют всеми техническими навыками и приемами. Проявляют творческое отношение к исполнению танцев, хороводов, игр и упражнений. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями «1» - Низкий уровень – смену движений производит с запаздыванием. «2» - Средний уровень – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки; Уровень ритмического слуха «1» - Низкий уровень – неверно воспроизводит ритмический рисунок. «2» - Средний уровень – допускает 2-3 ошибки; «3» - Высокий уровень – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок; Уровень качества танцевально-ритмических движений, координированности «1» - Низкий уровень – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке «2» - Средний уровень – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; «3» - Высокий уровень – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны; Уровень артистичности и творчества в танце «1» - Низкий уровень – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении. «2» - Средний уровень - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений; «3» - Высокий уровень – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений; Результаты заносятся в таблицу. (См. Приложение) Ожидаемые результаты: - Сформированности умений выполнять движения в соответствии со словами. - Сформированности правильного речевого и физиологического дыхания. 5 - Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки. - Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. - Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении. - Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти. - Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих. Календарный учебный график Этап образовательного процесса Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Продолжительность учебных занятий Количество занятий в неделю Количество занятий в месяц Сроки проведения мониторинга Освоения детьми ДООП Каникулы Праздничные и выходные дни Сроки 1 октября 31 мая 30 недель I полугодие - с 1 октября по 24 декабря (12 недель) II полугодие – с 10 января по 31 мая (18 недель) 20 минут 2 8 промежуточная диагностика – январь итоговая диагностика – май С 25 декабря по 13 января - зимние С 1 июня по 31 августа - летние В соответствии с производственным календарем КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД РАССЧИТАН НА 30 рабочих недель: 2 часа в неделю, общее количество часов 60, из них – 15 теории, 45 практики. Месяц Октябрь Октябрь Название раздела, темы 1 неделя Вводное занятие. Диагностика 2 неделя ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятие «Ритмика» Практика: Количество часов Всего Теория Практи ка 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 6 Формы аттестации/ контроля Итоговое занятие Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «змея», «Кобра» Игра: «Весёлая прогулка 3 неделя ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятие «Гимнастика» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом Партерная гимнастика: «змея», «Кобра» Игра: «Весёлая прогулка» 4 неделя ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятие «Равновесие» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом Партерная гимнастика: «Ящерица», «Кораблик» Игра: «Бегал заяц по болоту» 1 неделя ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятие «Координация». Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом Партерная гимнастика: «Крабик», «Гусеница» Игра: «Что ты хочешь кошечка?» 2 неделя ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятие «Ориентация» Практика: 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 7 Выступлен ие на утреннике Ноябрь Ноябрь Декабрь Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом «Куклы и Мишка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Крабик», «Гусеница» Игра: «Что ты хочешь кошечка?» 3 неделя 2 ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Понятие «Гимнастическая ходьба». Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом «Куклы и Мишка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Крабик», «Гусеница» Игра: «Что ты хочешь кошечка?» 4 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Элементы музыкальной грамоты: характер музыкальных движений и его зависимость от темпа. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом «Куклы и Мишка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Лодочка», «Качели» Игра: «Катилось яблоко» 1 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Выполнение движений в различных темпах. Практика: Разминка: различные виды 8 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Выступлен ие на утреннике Декабрь Декабрь Декабрь ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Цыплята» - работа над образом «Куклы и Мишка» - работа над образом Партерная гимнастика: «Лодочка», «Качели» Игра: «Катилось яблоко» 2 неделя ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Ритм и его значение в музыке. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Куклы и Мишка» - работа над образом «Танец снеговиков» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Лодочка», «Качели» Игра: «Катилось яблоко» 3 неделя ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Музыкальные жанры: марш, танец (вальс, мазурка, полька, русская пляска), песня. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Куклы и Мишка» - работа над образом «Танец снеговиков» - работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Колечко» Игра: «Санки» 4 неделя ТЕМА: Репетиция танцевального номера в костюмах. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 9 Январь Январь Февраль «Цыплята», «Куклы и Мишка», «Танец снеговиков» 3 неделя 2 ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Правила выполнения Ритмико-гимнастические упражнений Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Белочка» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Змея», «Складочка» Игра: «Со снежками» 4 неделя 2 ТЕМА: Ритмикогимнастические упражнения Теория: Правила выполнения Ритмико-гимнастические упражнений Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» - работа над образом Партерная гимнастика: «Кузнечик», «Собачка» Игра: «Снегопад» 1 неделя 2 ТЕМА: Динамические оттенки музыки, темп, метроритм, размер Теория: Определение понятия «Темп», динамики и регистра. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» - работа над образом «Марш» - водная часть (основные и имитационные движения) Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Снеговик» 10 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Открытое занятие Итоговое занятие Февраль Февраль Февраль Март 2 неделя ТЕМА: Динамические оттенки музыки, темп, метроритм, размер Теория: Определение понятия «Динамика» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Растяжка ног», «Карусель» Игра: «Со снежками» 3 неделя ТЕМА: Динамические оттенки музыки, темп, метроритм, размер Теория: Определение понятия «Регистр» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Со снежками» 4 неделя ТЕМА: Эмоции в танце Теория: Понятие «Что такое эмоции» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Со снежками» 1 неделя ТЕМА: Эмоции в танце Теория: Понятие «Как показывать эмоции в мимике» Практика: Разминка: различные виды 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 11 Выступлен ие на утреннике Март Март Март ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Скорпион», «Колесо» Игра: «Снежинки-ручейки» 2 неделя 2 ТЕМА: Жанры произведений (песня, танец, марш) Теория: танец (вальс, мазурка, полька, русская пляска) Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Антошка» - водная часть (основные и имитационные движения) «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Прогулка» 3 неделя 2 ТЕМА: Жанры произведений (песня, танец, марш) Теория: танец (вальс, мазурка, полька, русская пляска) Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Антошка» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Курочка и петушок» 4 неделя 2 ТЕМА: Жанры произведений (песня, танец, марш) Теория: Знакомство с марш Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Антошка» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» 12 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Март Апрель Апрель Игра: «Курочка и петушок» 5 неделя 2 ТЕМА: Спортивные композиции, включающие основные и строевые упражнения. Теория: музыкальный жанр «Марш» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Антошка» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Кукушка», «Кошечка» Игра: «Курочка и петушок» 1 неделя 2 ТЕМА: Спортивные композиции, включающие основные и строевые упражнения. Теория: Музыкальный жанр «Марш» Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Антошка» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Рыбка», «Качели» Игра: «Ниточка с иголочкой» 2 неделя 2 ТЕМА: Спортивные композиции, включающие основные и строевые упражнения Теория: Музыкальный жанр «Марш» Практика: музыкальные жанры: марш, танец, песня. Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Красная шапочка» - водная часть (основные и имитационные движения) «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: 13 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Итоговое занятие Апрель Апрель Май «Рыбка», «Качели» Игра: «Ниточка с иголочкой» 3 неделя 2 ТЕМА: Спортивные композиции, включающие основные и строевые упражнения Теория: музыкальные жанры: марш, танец, песня. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Чунга-чанга» - работа над образом «Рыбачок» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 4 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Выполнение движений в различных темпах. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Красная шапочка» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 1 неделя 2 ТЕМА: Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Теория: Выполнение движений в различных темпах. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Красная шапочка» - работа над образом «Марш» - работа над образом Партерная гимнастика: «Змея», «Лодочка» Игра: «Ниточка с иголочкой» 14 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 1,5 Концерт Май Май Итого: 2 неделя 2 ТЕМА: Репетиция танцевального номера в костюмах. Практика: Разминка: различные виды ходьбы, бег, поскоки, галоп Танец: «Если добрый ты» «Марш» «Антошка» «Красная шапочка 3 неделя Концерт 60 15 0,5 1,5 15 45 Материально - техническое обеспечение Предметы, используемые для реализации программы. Бубны Погремушки Маракасы Металлофоны Ложки деревянные Ленточки цветные Платочки цветные Цветы искусственные Костюмы: блузки, сарафаны, юбочки, кокошники Маски животных Технические средства Музыкальный центр Ноутбук Фортепиано 16 Список литературы 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) – СПб.: ЛОИРО, 2000. 2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. пособие. – СПб.: «Музыкальная палитра», 2004. 3. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982 4. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1996 5. Э.Жак-Далькроз. Ритм Издательство: Классика XXI, 2006 г. 17 ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица мониторинга танцевально-ритмической деятельности Группа № ________________________ Фамилия ребенка Имя Степень заинтересованнос ти ребенка в танцевальноритмической деятельности Н.г. К.г. Уровень ритмического слуха Уровень артистичности творчества танце Н.г. Н.г. К.г. К.г. Н.г. – начало года К.г. – конец года 18 Соответствие и движений в характеру музыки с контрастными частями Н.г. К.г. Уровень развития танцевальноритмических навыков Н.г. К.г. Уровень качества танцевальноритмических движений, координации движений Н.г. К.г. 19