Положение-о-системе-наставничества-педагогических-работников

ФРОЛОВА
ЛЮБОВЬ
ВИКТОРОВНА

Подписано цифровой
подписью: ФРОЛОВА
ЛЮБОВЬ ВИКТОРОВНА
Дата: 2023.11.28 13:22:18
+03'00'

СОГЛАСОВАНО
Председатель профсоюзного
комитета МАДОУ "Центр развития
ребенка – детский сад № 14 "Сказка"
_________________ О.Д. Воронкова
«____ » ________________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ "Центр развития
ребенка – детский сад № 14 "Сказка"
______________________Л.В. Фролова
Приказ от «29» августа 2022 г. № 139

Положение о системе наставничества педагогических работников
в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка»
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Сказка»
определяет цели, задачи, принципы, формы и порядок осуществления наставничества
(далее – Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в
сфере образования и наставничества.
1.2.
В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт,
развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы; учреждения
культуры и спорта, дополнительного образования и др.), который отвечает за
реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития
и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого ина поддержку его сильных
сторон.
1.3.
Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных
методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;

1.

принцип системности и стратегической целостности - предполагает
разработку и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской Федерации,
региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает
приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений,
уважение к личности наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6)
принцип
аксиологичности
подразумевает
формирование
у
наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности,
уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное
поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника,
наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества
направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
образовательной
организации. Решение об
освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей
для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы
наставничества
принимает
руководитель
образовательной
организации
в
исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного
процесса в образовательной организации и замены их отсутствия.

2)

Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1.
Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
2.2.
Задачи системы наставничества педагогических работников:
содействовать созданию в образовательной организации психологически
комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию
личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем
проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;

2.

оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников образовательной организации,
региональных систем научно-методического сопровождения педагогических работников
и управленческих кадров;
содействовать участию в стратегических партнерских отношениях,
развитиюгоризонтальных связей в сфере наставничества на разных уровнях;
способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм
наставничества;
содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе, молодых/начинающих педагогов;
оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям
осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации,
ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении
профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и
навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
ускорять процесс
профессионального
становления
и
развития
педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их
способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные
функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
содействовать в выработке навыков профессионального поведения
педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством;
знакомить
педагогов,
в
отношении
которых
осуществляется
наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и
работы в коллективе, направленными на развитие их способности самостоятельно и
качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень.
2.3.
В образовательной организации применяется форма наставничества
«педагог – педагог», «руководитель организации – педагог» по отношению к
наставнику/группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога,
имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся
кадровых ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в
комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом
между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары

-

«наставник –наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в
период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а
опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и
организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную
ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых)
с
наставником
более
высокого уровня
(профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с
другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом
опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели
индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из
авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить
отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие
между более опытным и начинающим работником в течение определенного
продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по
определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог– педагог» – способ реализации целевой модели
наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «педагогпрофессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации –
педагог» - способ реализации целевой модели наставничества через организацию
взаимодействия наставнической пары «руководитель образовательной организации педагог», нацеленную на совершенствование образовательного процесса и достижение
желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством
создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических,
психолого-педагогических условий и ресурсов.

3.

Организация системы наставничества
3.1.
Наставничество организуется на основании приказа заведующего
образовательной организацией «Об утверждении положения о системе наставничества
педагогических работников в образовательной организации».
3.2.
Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом заведующего образовательной организацией.
3.3.
Заведующий образовательной организацией:

осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы (целевой модели) наставничества педагогических работниковв детском саду;
издает локальные акты образовательной организации о внедрении
(применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества
педагогических работников в детском саду;
утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положенияо системе наставничества педагогических работников в детском саду1;
издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных
с наставнической деятельностью;
способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4.
Куратором реализации программ наставничества, назначенный
заведующим детским садом, является старший воспитатель.
3.5.
Куратор реализации программ наставничества:
своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;

-

предлагает заведующему детским садом для утверждения состава
методического объединения наставников для утверждения (при необходимости его
создания);
разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников детском саду;
совместно
с
системным
администратором
ведет
банк
(персонифицированный учет) наставников и наставляемых, в том числе в цифровом
формате с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательной
организации/страницы, социальных сетей;
формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных
программ наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее
успешного и эффективного опыта совместно с методическим советом наставников
детского сада и системным администратором;
организует
повышение
уровня
профессионального
мастерства
наставников, в том числе на стажировочных площадках и в базовых площадках с
привлечением наставников из других образовательных организаций;
курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
организует совместно с заведующим детского сада, старшими
воспитателями мониторинг реализации системы наставничества педагогических
работников в образовательной организации;

-

осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации
педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчето реализации
системы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
фиксирует данные о количестве участников персонализированных
программ наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с
системным администратором).
3.6.
Методическое объединение наставников:
совместно с куратором принимает участие в разработке локальных
актов и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных
категориях наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары
(группы) наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное
содержание, методика обучения и преподавания, воспитательная деятельность,
организация занятий и режимных моментов, психолого-педагогическое сопровождение
наставляемых и наставников и т.п.); разрабатывает, апробирует и реализует
персонализированные программы наставничества, содержание которых соответствует
запросу отдельных педагогов и групп педагогических работников;
принимает участие в разработке методического сопровождения
разнообразных форм наставничества педагогических работников;
осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам,
научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое,
обеспечение реализации персонализированных программ
наставничества в
образовательной организации;
участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
совместно с заведующим детского сада, куратором реализации программ
наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов
поощрения наставников;
принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных
программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта)
образовательной организации и социальных сетях (совместно с куратором и системным
администратором).

-

4.

Права и обязанности наставника
4.1.
Права наставника:
привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников образовательной организации с их согласия;
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела

наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий.
4.2.
Обязанности наставника:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами детского сада при
осуществлении наставнической деятельности;
находиться во взаимодействии со всеми структурами детского сада,
осуществляющими работу с наставляемым по программе
наставничества (Школа
молодого педагога, методический (педагогический) совет и пр.);
осуществлять включение
молодого/начинающего
специалиста
в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
содействовать укреплению и повышению уровня престижности
педагогической деятельности, организуя участие для молодых/начинающих педагогов в
мероприятиях различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы
и др.);
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической
деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении
мер дисциплинарного воздействия;
рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных
и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.

5.

Права и обязанности наставляемого
5.1.
Права наставляемого:
систематически повышать свой профессиональный уровень;
участвовать
в
составлении
персонализированной
программы
наставничества педагогических работников;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с
должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию
персонализированных
программ
наставничества
педагогических
работников
образовательной организации;
обращаться к куратору и заведующему детским садом с ходатайством о
замене наставника.
5.2.
Обязанности наставляемого:
изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических
работников;

реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
детском саду;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению
должностных, профессиональных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и
способы качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе
и учебе;
учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам
работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

-

Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.1.
Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт
наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
у наставнической
пары (группы) должен
сложиться взаимный
интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2.
Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество, пары/группы утверждаются приказом заведующего детским садом.

6.

7.

Завершение персонализированной программы наставничества
7.1.
Завершение
персонализированной
программы
наставничества
происходит в случае:
завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со
стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
7.2.
Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно
продление
срока
реализации
персонализированной
программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).

Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
8.1.
Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте
размещаются
сведения
о
реализуемых
персонализированных
программах наставничества педагогических работников, базы наставников и
наставляемых, лучшие кейсы персонализированных программ наставничества
педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативноправовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические
рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества
педагогических работников в образовательной организации и др.
8.2.
Результаты
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников в образовательной организации публикуются после их
завершения.

8.

Заключительные положения
Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
заведующим детского сада и действует бессрочно.
9.2.
В настоящее Положение могут быть внесены изменения и
дополнения в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными
нормативными актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными
нормативными актами образовательной организации.

9.
9.1.

Приложение 1
Упражнение «Ищу Наставника»
В объявлении «Ищу себе Наставника» отметьте нужный ответ из предложенных
вариантов или впишите свой. Обязательное условие – все ответы должны быть
позитивными.
1.
Сколько лет должно быть Наставнику, которого вы ищете?
1.1. Наставник, которого я ищу, примерно моего возраста.
1.2. Наставник, которого я ищу, намного старше меня.
1.3. Наставник, которого я ищу, намного младше меня.
1.4. Для Наставника, которого я ищу, возраст не имеет значения.
2.
Какого пола должен быть Наставник, которого вы ищете?
2.1. Наставник, которого я ищу, моего пола.
2.2. Наставник, которого я ищу, противоположного пола.
2.3. Для Наставника, которого я ищу, пол не имеет значения.
3.
На кого из исторических, литературных героев или современников больше всего
похож Наставник, которого вы ищете?
3.1. Наставник, которого я ищу, похож на меня.
3.2. Наставник, которого я ищу, похож на кого-то из реальных людей жизни.
3.3. Наставник, которого я ищу, – исторический герой.
3.4. Наставник, которого я ищу, – вымышленный (придуманный в литературе, в кино,
в мультфильмах) герой.
3.5. Ищу уникального, ни на кого не похожего Наставника.
4.
Какими положительными качествами должен обладать Наставник, которого вы
ищете?
5.
Какой уровень образования должен быть у Наставника, которого вы ищете?
5.1. Наставник, которого я ищу, примерно моего уровня образования.
5.2. Уровень образования Наставника, которого я ищу, ниже моего.
5.3. Уровень образования Наставника, которого я ищу, выше моего.
5.4. Уровень образования Наставника, которого я ищу, не имеет значения.
6.
В какой профессиональной области Наставник, которого вы ищете, должен быть
асом?
6.1. Наставник, которого я ищу, должен быть асом в моей настоящей или будущей
профессиональной области.
6.2. Наставник, которого я ищу, должен быть асом в отличной от моей
профессиональной области.
6.3. Профессионализм Наставника, которого я ищу, не имеет значения.
7.
В каком комфортном месте должен проживать Наставник, которого вы ищете?
7.1. Наставник, которого я ищу, должен проживать рядом со мной.
7.2. Наставник, которого я ищу, должен проживать там, где комфортно ему.
7.3. Не имеет значения, где будет проживать Наставник, которого я ищу.
8.
На какие темы вы будете вести приятные задушевные разговоры с Наставником,
которого ищете?
8.1. С Наставником, которого я ищу, мы будем обсуждать темы, на которые сегодня
охотно разговариваю со своими близкими.
8.2. С Наставником, которого я ищу, мы будем обсуждать темы, на которые сегодня ни с
кем не разговариваю.
8.3. С Наставником, которого я ищу, мы не будем вести приятные задушевные
разговоры.

9. Напишите, о каких самых радостных моментах своей жизни (личностных, семейных,
общественных, профессиональных) вы будете вспоминать с Наставником, которого
ищете.
____________________________________________________________________________

Приложение 2.
Ориентировочный перечень положительных качеств наставника
Хороший наставник должен отличаться целым рядом положительных качеств, в
частности:
обладать высоким уровнем лояльности к образовательной организации, быть
носителем ключевых общечеловеческих ценностей культуры;
иметь системное представление о работе своей образовательной организации;
обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной деятельности;
иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет восприниматься
как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно скажется на качестве;
что важно — от наставника требуется искреннее стремление помогать
подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать результаты его достижений;
быть готовым инвестировать свое время в развитие наставляемого (это один из
самых болезненных вопросов: стать хорошим наставником невозможно, если
стремление помогать не является для человека безусловной ценностью); - быть
способным к конструктивной критике: главное слово здесь — «конструктивная» (когда
наставник дает оценку действий наставляемого, это не должно напоминать критический
анализ — оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по
совместным действиям); - проявлять инициативу и регулярно предоставлять обратную
связь: хороший наставник — всегда в курсе проблем наставляемого, а если у
подопечного появляются проблемы, он не дожидается окончания года, а принимает
меры немедленно, чтобы своевременно скорректировать ситуацию.

Приложение 3.
Важные этические правила общения и поведения наставника, которые необходимо
помнить
1.
Построение доверительных взаимоотношений с подопечными. В отношениях
должны присутствовать доброжелательность, взаимное уважение, доверие и желание
работать ВМЕСТЕ.
Основное правило – разъяснение, а не осуждение. Конфиденциальность. Правила и
способы поддержания конфиденциальности оговариваются заранее.
2.
Объективное оценивание с целью выявления зон роста и последующего
предоставления обратной связи и обучения.
Наставнику необходимо:
собирать и анализировать информацию о том, что умеют и в чем затрудняются
ученики;
определять методы и стратегии, которые помогут ученикам преодолеть
трудности.
выяснить, что поможет ученикам лучше воспринять, обработать и усвоить
информацию, получаемую от наставника (какой подход применить).
3.
Применение метода коучинга в работе с учениками, который поможет ему
находить свои отличительные преимущества, избегать ошибки, принимать осознанные
решения, определиться с выбором будущей профессии.
4.
Помощь подопечному в поиске собственного пути. Цель наставника
содействовать
обучению, воспитанию и
профессиональному
самоопределению ученика, его личностному росту.
5.
Основные принципы наставничества:
добровольность;
открытость;
компетентность;
соблюдение общечеловеческих норм этики и общения.

Приложение 4.
Кодекс Наставника
1.
Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития.
2.
Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее; четко и понятно
формулирует задачи, которые ставит перед наставляемым.
3.
Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого.
Все, что он требует от наставляемого, должен знать и уметь сам.
4.
Наставник постоянно работает над повышением своего профессионального и
культурного уровня.
5.
Наставник предлагает помощь в достижении целей и потребностей наставляемого
и указывает на риски и противоречия.
6.
Наставнические отношения формируются в условиях доверия, взаимообогащения,
открытого диалога, который ведется на равных и дипломатично.
7.
Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но
стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения.
8.
Наставник не обсуждает со своим наставляемым личные качества и недостатки
своих коллег, друзей и руководителей.
9.
Наставник не обсуждает со своими коллегами личные качества и недостатки
наставляемого; соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки
субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый.
10. Наставник творчески подходит к выполнению своей работы, используя различные
способы обучения, наставляемого и помощи ему в развитии прикладных умений и
компетенций.
11. Наставник не боится признавать свои ошибки.
12. Наставник помогает наставляемому преодолевать плохое настроение и неудачи,
мотивирует, ободряет его и хвалит, если проделанная им работа заслуживает одобрения.
13. Наставник не допускает, чтобы его плохое настроение и неудачи сказывалось на
работе с наставляемым.
14. Наставник всегда дает обратную связь, как положительную, так и отрицательную.

Приложение 5.
Примерный перечень вопросов для анкетирования наставников
С целью получить обратную связь на предмет максимальных совпадений и добиться
высоких результатов просим ответить Вас на следующие вопросы анкеты:
с кем из наставляемых вы бы хотели работать в рамках программы
наставничества?
кто может помочь вам достичь желаемых целей?
с кем из наставников вы бы хотели работать в рамках программы наставничества?
кому вы сможете помочь в рамках выбранных наставляемым целей, если они
были озвучены?
укажите
временные возможности
для совместной работы
с
наставником/наставляемым
укажите свои «сильные» стороны (для наставников)
сформулируйте свои цели, которых желаете достичь в рамках взаимодействия в
наставнической паре (для молодых педагогов)

Приложение 6.
Анкета для педагога наставника
для анализа промежуточных результатов работы
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и
наставничества новых работников в нашей организации.
К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше
взаимодействие и как Вы оцениваете результат.
Вопрос
1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым
педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?
2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой
педагог?
3. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке теоретических знаний?
4. В какой степени затраченное на наставничество время было
посвящено проработке практических навыков?
5. Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?
6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма молодого педагога?
7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для молодого педагога при прохождении
наставничества?
Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:
– помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми
правилами поведения;
– освоение практических навыков работы;
– изучение теории, выявление пробелов в знаниях;
– освоение административных процедур и принятых правил
делопроизводства
8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете
наиболее эффективным?
Расставьте
баллы
от
1
до
5
для
каждого
из методов:
– самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и
выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы
по электронной почте;

Оценка
(по шкале от 1 до 5)

– в основном самостоятельное изучение молодым педагогом
материалов и выполнение заданий, ответы наставника на
возникающие вопросы по телефону;
– личные консультации в заранее определенное время;
– личные консультации по мере возникновения необходимости;
– поэтапный совместный разбор практических заданий
Ваши

предложения

организации:

по

организации

процесса

наставничества

образовательной

Положение 7.
Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога
Молодой воспитатель: _____________________________________
(Ф.И.О.)
Наставник: ______________________________________________
(Ф.И.О.)
Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:
3 – высокий уровень развития навыка;
2 – средний уровень развития навыка;
1 – развитие навыка не проявляется.
Подсчет баллов: поставьте галочку в столбце с цифрой, которая соответствует
уровню развития навыка.
Интерпретация: посчитайте все галочки по каждому блоку навыков.
Большинство выборов по шкале – уровень развития у навыка. Запишите вывод в конце
карты.
№

Оценка

Прогностические навыки
1

1

Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных
качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в
процессе усвоения содержания ООП ДО

2

Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств
ребенка в соответствии с периодами воспитательнообразовательного процесса по основным направлениям
воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО

3

Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой
образовательной области ООП ДО

4

Умеет отбирать дидактический материал и организовывать
развивающую предметно-пространственную среду по интересам
и возрасту детей

5

Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу
выбора ребенка
Организаторские и коммуникативные навыки

1

Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению
годового плана

2

Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их
усилия

3

Умеет развивать познавательную активность и способности детей

2

3

в процессе усвоения ООП ДО
4

Умеет формировать коллектив детей и организовывать его
деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и
сверстниками

5

Устанавливает конструктивные отношения с родителями
воспитанников для достижения целей развития и воспитания,
которые прописаны в ООП ДО

6

Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества

7

Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким
уважением к ним
Аналитические навыки

1

Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с
поставленными целями по ООП ДО

2

Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень
их навыков

3

Может
оценить
уровень
подготовленности ребенка к школе

4

Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми
условиями и задачами

психолого-педагогической

Вывод: _____________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией,
чтобы
полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по
окончании периода наставничества развиты на ____________ уровне.
Рекомендации: В дальнейшем ______________ необходимо продолжать развивать
_________________навыки, в особенности навыки__________________.

Приложение 8.
Самоанализ успешности воспитательно-образовательной
работы молодого педагога
1. Что, на ваш взгляд, вам особенно удается в организации непосредственно
образовательной
деятельности
с
детьми?
___________________________________________________________
2. Какие структурные элементы непосредственно образовательной деятельности с
детьми
не
всегда
удаются?
_________________________________________________________________
3. Готовы ли вы провести открытый показ образовательной деятельности для коллег?
____________________________________________________________________________
____
3. В ходе открытого показа образовательной деятельности вы сможете показать:
-интересные педагогические находки;
-новые методики, не используемые в данной дошкольной образовательной организации;
-новые приемы и формы работы с детьми.
4. Сколько времени вам необходимо на подготовку к образовательной деятельности с
детьми? (2 ч – отлично; 1,5 ч – хорошо; 1 ч – нормально; 0,5 ч – допустимо)
-2 ч;
-1,5 ч;
-1 ч;
-0,5 ч.
5. Поставьте оценку успешности (от 1 до 5) следующим этапам и элементам
организованной вами образовательной деятельности с детьми:
-организационные моменты;
-психологический настрой детей на образовательную деятельность;
-формы проведения опроса;
-объяснение нового материала и умение активизировать познавательную и творческую
деятельность воспитанников;
-закрепление изученного материала.
6. По каким разделам основной образовательной программы дошкольного образования
вы могли бы помочь своим коллегам?
7. Нуждаетесь ли вы в методической поддержке?
8. Кто, на ваш взгляд, мог бы помочь вам в преодолении трудностей в
профессиональной деятельности?
-педагог-наставник;
-педагог-психолог.

Приложение 9
Заведующему
МАДОУ № 14 «Сказка»
Л.В. Фроловой
от ________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
Я, молодой педагог, ________________________________________________________
(профессия
(должность),
Ф.
И.О.)
обязуюсь
овладеть
необходимыми
профессиональными навыками, добросовестно выполнять поставленные цели и задачи,
максимально использовать полученный от наставника опыт и знания для овладения
профессией.
"__" _____________ 2022г.
____________________
(дата)

(подпись)

Приложение 9
Заведующему
МАДОУ № 14 «Сказка»
Л.В. Фроловой
от __________________

ЗАЯВЛЕНИЕ
Я,
наставник,
_________________________________________________________________
(профессия
(должность),
Ф.
И.О.
наставника)
беру
на
обучение
____________________________________________________________________________
_
(профессия (должность), Ф. И.О. молодого работника) и обязуюсь помочь овладеть
профессией, повысить образовательный и культурный уровень, способствовать
скорейшей адаптации в коллективе.
"__" _____________ 2022 г.
____________________ (дата)
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».